ГОСТ Р 54382—2021
8
9 Суда технического флота, системы и оборудование, обеспечивающие
строительство
9.1 Суда технического флота
Суда технического флота, их оборудование и устройства, обеспечивающие выполнение морских
операций по строительству подводных трубопроводов, должны соответствовать требованиям Россий-
ского законодательства в области технического регулирования и промышленной безопасности, между-
народных конвенций, уполномоченных органов государственного контроля (надзора) и признанного
классификационного общества, на соответствие которым они запроектированы.
При этом срок освидетельствования классификационного общества должен быть не менее про-
гнозируемого срока завершения строительства.
К судам технического флота, обеспечивающим выполнение морских операций на акваториях с ле-
довым режимом, предъявляются дополнительные требования к освидетельствованию согласно Меж-
дународному кодексу для судов, эксплуатирующихся в полярных водах, см. [16].
Характеристики всех судов технического флота, участвующих в морской операции, должны соот-
ветствовать характеристикам, представленным в проекте морских операций по строительству подвод-
ного трубопровода или быть выше этих характеристик.
9.2 Системы позиционирования
Суда технического флота (трубоукладочное судно, судно траншеекопатель, судно трубозаглуби-
тель и т. д.), обеспечивающие выполнение морских операций по строительству подводных трубопрово-
дов, должны быть оборудованы системами позиционирования, способными обеспечивать удержание
судов над заданной точкой, с заданным курсом, ограничением перемещений в заданных пределах и
обеспечением условий для выполнения технологических процессов при помощи якорей, якорных ли-
ний, работы средств активного управления или комбинацией указанных способов. Системам позицио-
нирования должны соответствовать ГОСТ Р 58773.
При проведении операций в районах с интенсивным судоходством или в непосредственной близо-
сти от других сооружений возможно применение локальных систем более высокой точности, например
акустической системы позиционирования. Дополнительный контроль выполняемых операций целесо-
образно осуществлять с применением ТНПА.
Системы позиционирования должны иметь 100 % резервирование для предупреждения ошибок
или сбоев в позиционировании. Для контроля удерживаемой позиции трубоукладочного судна при вы-
полнении операций по строительству подводного трубопровода необходимо применять две незави-
симые бортовые системы контроля позиционирования. Во время выполнения операций обе системы
должны одновременно функционировать, и каждая из систем должна обеспечивать резервирование
другой. Каждая из систем должна быть обеспечена независимым источником питания.
9.3 Системы позиционирования с якорными линиями
Системы позиционирования с якорными линиями, предназначенные для удержания судов техни-
ческого флота, обеспечивающих выполнение морских операций по строительству подводных трубопро-
водов, должны соответствовать следующим требованиям:
- на посту управления или на мостике судна, а также в местах размещения лебедок должно быть
установлено оборудование для измерения натяжения и длины якорных линий;
- мониторинг состояния дистанционно управляемых лебедок должен осуществляться с поста
управления или мостика судна при помощи контрольно-измерительного оборудования и систем виде-
онаблюдения.
Проектирование систем позиционирования с якорными линиями для выполнения морских опера-
ций по строительству должно выполняться в соответствии с ГОСТ Р 58772 и требованиями настоящего
стандарта.
Суда обслуживания якорей должны быть оснащены:
- собственной системой позиционирования, обеспечивающей высокую точность установки якорей
и укладки якорных линий в непосредственной близости от существующих сооружений;
- компьютерами с программным комплексом, обеспечивающим их согласованную совместную ра-
боту с судном траншеекопателем, трубоукладочным судном и другими судами с системами позицио-