ГОСТ 30243.1-97
4.4.2На наружной боковой поверхности хребтовой балки вагона должна быть прикреплена
табличка с указанием товарного знака предприятия-изготовителя, даты изготовления и порядкового
номера по системе нумерации предприятия-изготовителя.
4.5 Т р е б о в а н и я н а д е ж н о с т и
4.5.1 Требования надежности устанаативаются техническими условиями на конкретные мо
дели вагонов.
4.5.2 Требования надежности комплектующих сборочных единиц и деталей вагонов — в
соответствии с требованиями стандартов и технических условий на эти изделия.
5 Требования безопасности и охраны окружающей среды
5.1 Конструкция вагонов и их узлов, расположение оборудования должны обеспечивать без
опасность работы обслуживающего персонала, доступ при обслуживании, осмотре и ремонте, и
соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003, действующим «Типовым требованиям по технике
безопасности и производственной санитарии для проектирования и постройки грузовых и пасса
жирских вагонов железнодорожного транспорта» |2|. требованиям технических условий на конкрет
ные модели вагонов.
5.2 Напряжение в элементах конструкции от действия сил при расчетных режимах эксплуата
ции не должно превышать допустимых значений, установленных «Нормами для расчета и проекти
рованияновыхимодернизируемыхвагонов железных дорогМПСколеи1520мм
(несамоходных)» |1).
5.3 Ходовые качества и устойчивость вагоновдолжны соответствоватьтребованиям «Норм для
расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм
(несамоходных)» |1).
5.4 Конструкция вагонов должна быть проверена расчетами в соответствии с «Нормами для
расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм
(несамоходных)* |1) на обеспечение прохода и сцепляемости в кривых малого радиуса и прохода
без самораснепа на сортировочной горке.
5.5 Автотормозное оборудование вагонов должно обеспечивать расчетные показатели, уста
новленные «Нормами для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных
дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)» 11].
5.6 Усилие па штурвале привода стояночного тормоза —не более 300 Н.
5.7 Вагоны должны быть оборудованы переходными площадками с ограждениями, лестница
ми, подножками и поручнями для составителей поездов, а также приспособлениями для крепления
сигнальных устройств. Крепление поручней, лестниц и другого оборудования должно
исключать самопроизвольное отвинчивание гаек, болтов и т.п. Ступеньки лестниц и подножки
должны исклю чать скольжение ног.
5.SКонструкции вагонов должны допускать подъем кузова домкратами как в порожнем, гак
и груженом состоянии в соответствии с требованиями «Норм для расчета и проектирования новых
и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)* |1|.
5.9 Вагоны должны быть оборудованы кронштейнами (скобами) дтя подтягивания.
5.10 Блокирующие и стопорные устройства должны исключать самопроизвольные срабатыва
ния механизма разгрузки или перемещение подвижных частей и располагаться в местах, доступных
для осмотра.
5.11 Органы управления (штурвалы, переключатели и т.п.) должны иметь схемы и надписи,
указывающие последовательность управления.
Органы управления должны располагаться на расстоянии не менее 0,15 м от незакрытых
движущихся частей конструкции.Детали органовуправления (обод штурвала, конец рукоятки и т.п.)
в любом положении должны находиться на расстоянии не менее 0.04 м от неподвижных элементов
конструкции или защитных средств.
5.12 Тормозная рычажная передача должна иметь предохранительные устройства (скобы
и т.п.), предотвращающие падение ее деталей на путь.
5.13 Головки соединительных рукавов тормозной магистрали, концевой кран, сигнальный
отросток автосцепки, ручка оттормаживаюшей цепочки и разобщительный кран должны быть
окрашены в красный цвет.
4