3
Примечание 2. Вопрос о включении информации, являющейся собственностью фирмы, решается организацией по своему усмотрению.
4.2.1 Цели руководств по качеству
Руководства по качеству могут быть разработаны и использованы организациями в следующих целях (но не ограничены ими):
а) изложение политики, процедур и требований организации в области качества;
b) описание и внедрение эффективной системы качества;
c) обеспечение более совершенного управления установившейся практикой и облегчение деятельности по обеспечению качества;
d) обеспечение документированной основы для проведения проверок система качества;
е) обеспечение непрерывности функционирования системы качества и реализации ее требований во время изменения обстоятельств;
f) подготовка персонала, занятого разработкой требований к системе качества и методов оценки ее соответствия;
g) представление системы качества для внешних целей, таких, как демонстрация соответствия требованиям стандартов ИСО 9001, 9002 или 9003;
h) демонстрация соответствия системы качества требованиям к качеству в конкретных ситуациях.
4.2.2 Структура и форма
Несмотря на то. что структура или форма для руководства по качеству не установлены, оно должно точно, с необходимой полнотой и в сжатом виде излагать политику, цепи и основные документированные процедуры организации в области качества (см. раздел 6). Одним из методов, обеспечивающих адекватную адресацию и расположение рассматриваемого вопроса, является привязка разделов руководства по качеству к элементам качества в основном стандарте на систему качества. В равной степени приемлемыми являются и другие подходы, например, структурирование руководства, с тем чтобы оно отражало характер организации.
Примечание 3. В целях четкого понимания системы и ее оценки преднамеренное невключение в руководство по качеству какого-либо элемента системы качества, присутствующего в основном стандарте, должно быть объяснено.
4.2.3 Многообразие руководств по качеству
Руководство по качеству может быть:
а) прямой компиляцией документированных процедур системы качества;
b) группированием или подразделением документированных процедур системы качества;
с) серией документированных процедур для конкретных возможностей или применений;
d) сборником, состоящим более чем из одного документа или уровня документации;
е) документом, представляющим собой общую основу с адаптированными приложениями;
f) отдельным или каким-либо еще документом;
g) любого другого возможного происхождения в зависимости от потребностей организации.
4.2.4 Конкретные случаи применения руководств по качеству
Упрощенный термин "руководство по качеству" используется тогда, когда одно и то же руководство применяется как для административного управления качеством, так и для обеспечения качества. Это наиболее общий случай применения руководства по качеству. Но в ситуациях, когда организация считает необходимым разграничить содержание или использование руководств, очень важно, чтобы руководства, описывающие одну и ту же систему качества, не противоречили друг другу.
В любом руководстве по качеству должны быть определены функции администрации, документально описаны системы качества и процедуры или даны на них ссылки, а также сжато изложены все применяемые требования, содержащиеся в стандарте на систему качества, выбранном данной организацией.
- 5 Процесс подготовки руководства по качеству
5.1 Ответственность за подготовку
Как только администрацией принимается решение документально оформить систему качества в руководстве по качеству, фактический процесс должен начаться с постановки задачи по координации действий перед уполномоченным администрацией компетентным органом, которым может быть отдельное лицо или группа лиц из одного или нескольких функциональных подразделений.
Фактическая работа по написанию должна осуществляться и управляться уполномоченным