14
об/мин);
b - безразмерный коэффициент, равный 1,0 для машин с подшипниками качения и 1,5 - для машин с подшипниками скольжения;
r - безразмерный коэффициент, имеющий минимальное значение, равное 1.
Определяется по формуле
, (2)
где L - длина сердечника, мм
Примечание - В формулах (1) и (2) минимальный воздушный зазор не имеет прямой зависимости от частоты сети или количества полюсов, что показано па примере двух- или четырехполюсного электродвигателя с подшипниками качения, питаемого напряжением переменного тока частотой 50/60 Гц, имеющего ротор диаметром 60 мм и длину сердечника 80 мм.
Подставляя в формулу (2) значения: L = 80 мм; D = 60 мм; n = 3600 об/мин (максимальное значение); b = 1,0, получим
.
Принимаем r = 1. Затем рассчитываем минимальный радиальный воздушный зазор
мм.
5.2.4 Машины с короткозамкнутым ротором
5.2.4.1 В дополнение к 5.2.1-5.2.3 требования данного подпункта распространяются на машины с короткозамкнутым ротором, включая синхронные машины с короткозамкнутой пусковой или с демпферной обмотками.
5.2.4.2 Стержни короткозамкнутых роторов следует припаивать угольной дугой или приваривать к кольцам, замыкающим их накоротко, если только эти компоненты не выполнены в виде единого блока.
Для предотвращения искрения между стержнями и сердечником ротора их следует плотно вставлять в пазы.
Примечания
1 Плотного прилегания стержней в пазах можно достичь, например, литьем алюминия под давлением или установкой в пазах дополнительных прокладок, расклиниванием или посадкой на шпонку.
2 Стержни и кольца короткозамкнутых роторов не рассматривают как открытые проводящие части (см. 4 4, 4.5, 4.10 и 5.2.1).
5.2.4.3 Конструкцию ротора следует оценить на возможность возникновения искрения в воздушном зазоре. Необходимость проведения функциональных испытаний определяют по таблице 4.
Таблица 4 - Оценка короткозамкнутых роторов на риск образования искрения в воздушном зазоре
Характеристика | Значение, вид или соответствие | Коэффициент фактора риска |
Конструкция короткозамкнутого ротора | Собранный цилиндр ротора | 2 |
| Цилиндр ротора из литого алюминия | 0 |
Количество полюсов | 2 | 2 |
| От 4 до 8 | 1 |
| Св. 8 | 0 |
Выходная номинальная мощность, кВт на полюс | Св. 500 | 2 |
| От 200 до 500 | 1 |
| ≤ 200 | 0 |
Радиальные каналы для охлаждения | Да. L < 200 мм (см. примечание 1) | 2 |
| Да. L ≥ 200 мм (см. примечание 1) | 1 |
| Нет | 0 |
Перекос ротора или статора | Да | 2 |