ГОСТ Р 56853—2016
5 Требования к компетентности аудиторов СМК
5.1 Общие положения
Персонал, принимающий участие в аудитах СМК. должен иметь уровень компетентности, вклю
чающийобщуюкомпетентность, описанную в ИСО/МЭК17021. а также знанияообластиСМК, указанные в
настоящем стандарте (5.2—5.6).
П р и м е ч а н и е — Необязательно всем аудиторам в группе иметь одинаковый уровень компетентности,
однако следует иметь достаточный коллективный уровень компетентности группы аудиторов для достижения целей
аудита.
5.2 Терминология, принципы, методы и технологии в области менеджмента качества
Персонал, занимающийсяаудитом СМК, должен знать:
a) термины и определения, относящиеся к менеджментукачества;
b
) принципы менеджмента качества и их применение;
c) применение принципа PDCA (планирование, выполнение, проверка, действие) и процессного
подхода:
d) особенности структуры, иерархии и взаимосвязидокументации менеджмента качества:
e) областидействия и применение исключений;
f) используемые инструменты, методы итехнологии менеджмента качества и их применение.
П р и м е ч а н и я
1 Примеры инструментов, методов и технологий менеджмента качества включают:
- принципы экономики качества,
- способы маршрутизации процесса;
- методы идентификации и мониторинга восприятия и удовлетворенности потребителя.
- инструменты улучшения (например, бережливое производство. 6 сигма, кайдзен);
- статистические методы,
- менеджмент рисков;
- методики решения проблем;
- измерение процессов;
- анализ первопричин.
2 Информация о специальных знаниях аудиторов менеджмента качества применительно к конкретной
дисциплине содержится в ИСО 19011:2011. А.4.
5.3 Стандарты и нормативныедокументы, относящиеся ксистемам менеджмента качества
Персонал, занимающийсяаудитом СМК, должен знать:
a) соответствующие стандарты и нормативные документы, относящиеся к системам менедж
мента качества, которыеиспользуются в процессесертификации, и их применение;
b
) взаимодействие между элементами стандартов на системы менеджмента качества идругими
соответствующимидокументами.
5.4 Методы менеджмента бизнеса
Персонал, занимающийсяаудитом СМК, должен знать:
a) общие концепции менеджмента бизнеса, применяемые практики и взаимосвязи между поли
тикой. целями и результатами;
b
) процессы менеджмента и применяемую терминологию.
П р и м е ч а н и е — В эти процессы также включаются процессы менеджмента человеческих ресурсов,
внутреннего и внешнего обмена информацией и другие соответствующие поддерживающие процессы.
5.5 Сектор бизноса клиента
Персонал, занимающийсяаудитом СМК, должен знать:
a) общую терминологию, процессы и технологии, связанные с сектором бизнеса клиента;
b
) соответствующие методы, используемые в секторо бизнеса клиента.
П р и м е ч а н и е — Под сектором бизнеса понимаются виды деятельности, охватывающие широкий спектр
соответствующих технических областей.
5.6 Продукция, процессы и организация клиента
Персонал, занимающийсяаудитом СМК. должен знать:
а) терминологию и технологию, которые относятся к конкретнойтехнической области;
2