ГОСТ 33101—2014
3.4 микропрофиль проезжей части: Продольное сечение поверхности автомобильной дороги
в виде массива ординат (вертикальных отметок), содержащего неровности, оказывающие влияние на
вертикальные колебания автомобиля.
3.5 высокоскоростной профилометр: Передвижная измерительная установка, позволяющая
при проезде по дороге со скоростями транспортного потока определять ординаты микропрофиля до
рожной поверхности с требуемой точностью.
3.6 длина волны неровности. Продольное расстояние, на котором укладывается полный период
неровности синусоидальной формы.
3.7 частота дорожных неровностей (дорожная частота): Величина обратная длине волны не
ровности.
Примечание — Длина волны и частота неровностей используются при фильтрации и спектральном
анализе микропрофилей.
3.8 фильтрация микропрофиля (фильтр): Математическая процедура преобразования массива
ординат микропрофиля дорожного покрытия с целью исключения из микропрофиля неровностей с ча
стотами. выходящими за пределы интересующего диапазона.
3.9 фильтр высоких частот: Фильтр, пропускающий без искажений частоты дорожных неровно
стей. превышающие заданную частоту.
3.10 фильтр низких частот: Фильтр, пропускающий без искажений частоты дорожных неровно
стей. не превышающие заданную частоту.
3.11 полосовой фильтр: Фильтр, пропускающий без искажений частоты дорожных неровностей,
находящиеся в заданном диапазоне.
3.12 испытания профилометра: Совокупность операций, выполняемых с целью определения
показателей точности профилометра.
3.13 спектральная плотность дисперсии ординат микропрофиля: СПД ОМ. мм2м/цикл: Оце
ночный показатель ровности, характеризующий частотный состав микропрофиля, в соответствии (1).
3.14 международный показатель ровности (International Roughness Index): IRI. мм/м: Отноше
ние величины суммарного перемещения неподрессоренной массы (колеса) относительно подрессо
ренной (кузова автомобиля) к длине участка дороги.
Примечание — Определяется расчетом врезультатемоделированиядвиженияпо микропрофилю
’А
части
эталонного автомобиля со скоростью 80 км/ч.
4 Требования к профилометрам
4.1 При выполнении измерений ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных
дорог следует применять профилометры двух классов точности.
Примечание — Профилометры подлежат государственному метрологическому контролю и надзору в
порядке, установленном законодательством государства.
4.2 Параметры точности профилометра необходимо определять по результатам испытаний на
представительном наборе тестовых участков с расчетом точности и повторяемости результатов изме
рений. выполненных в соответствии с приложением А.
4.3 Класс точности профилометра следует определять в соответствии с приложением Б.
4.4 Профилометры 1-го класса точности разрешается применятьдля записи ординат продольного
микропрофиля проезжей части автомобильных дорог всех категорий.
Профилометры 2-го класса точности для записи ординат продольного микропрофиля проезжей
части разрешается применять только на автомобильных дорогах, разрешенная скорость движения по
которым не превышает 90 км/ч.
5 Проведение измерений
5.1 Требования к условиям измерений
5.1.1 Состояние дорожного покрытия на участке проведения измерений должно обеспечивать воз
можность движения профилометра с рабочей скоростью, определенной его руководством по эксплуа
тации.
2