ГОСТ 33101—2014
Приложение В
(обязательное)
Вычисление международного показателя ровности IRI по микропрофилю
В.1 Общие положения
В.1.1 Расчет показателя
IRI
производится путем моделирования проезда автомобиля с заданными пара
метрами по поверхности покрытия и подсчета суммарного перемещения неподрессоренной массы относительно
подрессоренной. Показатель
IRI
определяется как отношение указанного вертикального перемещения к длине
участка.
В.2 Подготовка исходного микропрофиля
В.2.1 Расчет показателя
IRI
производится на основе продольного микропрофиля с шагом высотных отметок
0.125 м.
В.2.2 Фильтрация микропрофиля не производится.
В.2.3Для исключения влияния неопределенности начальных условий необходимо проводить предваритель
ное моделирование на специально сформированном отрезке длиной 50 м. Указанный участок следует формиро
вать как зеркальное отражение первых 50 манализируемого микропрофиля.
В.З Описание стандартной модели для расчета показателя
IRI
В.3.1 Модельавтомобиля для расчета показателя
IRI
представляет собой систему, состоящую изследующих
элементов:
- колеса с заданной жесткостью шины:
- неподрессоренной массы;
- подрессоренной массы;
- упругого элемента подвески (пружины или рессоры) с заданной жесткостью:
- гасящего элемента (амортизатора) с заданным коэффициентом вязкого трения.
Модель автомобиля для расчета показателя
IRI
представлена на рисунке В.1.
’ Параметры модели и алгоритм расчета показателя
IRI
изложены в Технических отчетах Всемирного бан
ка № 45 (World Bank Technical Paper Numder 45 «The International Road Roughness Experiment: Establishing Correla
tion and a Calibration Standard for Measurements». M.W. Sayers. T.D. Gillespie. C. Queiroz. 1986) и № 46 (World Bank
Technical Paper Numder 46 «Guidelines for Conducting and Calibrating Road Roughness Measurements»).
M , — подрессоренная масса;
Zs — вертикальная координата подрессоренной массы;
С
4
■— жесткость пружины {рессоры}.
В — коэффициент вязкого трения амортизатора.
М „ — кеподрессоренная масса;
Zu — вертикальная координата неподрессоренной массы:
С( — жесткость шины;
Zf — высотная отметка поверхности
Рисунок В.1 — Модель автомобиля для расчета
IRI
11