ГОСТ 33101—2014
Введение
В настоящее время в странах — членах Таможенного союза наиболее широко применяют методы
контроля ровности покрытий автомобильных дорог, основанные на следующих подходах:
1-й подход — измерение рейкойдлиной три метра с клиновым промерником, предусматривающее
измерение величины просвета под рейкой;
2-й подход — измерение нивелиром и нивелирной рейкой, предусматривающее вычисление мо
дуля разности вертикальных отметок поверхности с шагом 5.10 и 20 м;
3-й подход — измерение с применением автомобильной установки ПКРС-2 или другими прибора
ми, показания которых приведены к показаниям ПКРС. предусматривающее определение интенсивно
сти (уровня) вертикальных колебаний прицепного прибора относительно подрессоренного кузова, вы
ражаемое в виде суммарного перемещения неподрессоренной массы относительно подрессоренной на
1 км дороги (см/км).
Метод измерения ровности покрытий автомобильных дорог, представленный в настоящем стан
дарте. принципиально отличается от предшествующих прежде всего тем. что в его основу положен
новый подход, который заключается в том. что результатом измерения является продольный микропро
филь в виде массива ординат. При этом расстояние между фиксируемыми ординатами может состав
лять несколько сантиметров, а точность их измерения — доли миллиметров в зависимости от особен
ностей применяемого оборудования.
Используя специальные программные средства на основании исходных данных в виде массива
ординат микропрофиля, можно вычислять такие показатели ровности покрытия, как; количество допу
стимых просветов под 3-метровой рейкой, модуль разности вертикальных отметок поверхности с раз
личным шагом, международный показатель ровности (IRI) и спектральную плотность дисперсий орди
нат продольного профиля. Визуальное представление микропрофиля каждой полосы проезжей части
позволяет определить размер и распределение неровностей по длине дороги.
Важнейшими особенностями и достоинствами метода являются высокая производительность и
точность, что в сочетании с современными компьютерными средствами хранения и обработки инфор
мации позволяет применять его как при оценке качества вновь построенных и отремонтированных по
крытий, так и при диагностике автомобильных дорог в процессе эксплуатации.
Данный стандарт регламентирует методы, позволяющие измерять и записывать ординаты микро
профиля проезжей части автомобильных дорог, устанавливает единые требования к профилометрам,
показателям точности измерений, условиям проведения измерений, форме представления результатов
измерений, способам обработки этих результатов, а также перечень и способы вычисления показате
лей продольной ровности покрытий автомобильных дорог.
Введение настоящего стандарта не отменяет действия ГОСТ 30412, в котором рассмотрены мето
ды измерения ровности 3-метровой рейкой с клиновым промерником, нивелиром с нивелирной рейкой
и установками типа ПКРС.
V