ГОСТ Р 56091—2014
- если распространение разрушения хрупкое с шевронным узором излома по типу 4, (см.
Рисунок В. 1, схема 4), то возможный очаг разрушения следует проверить по схождению шевронного
узора тип
"г",
(см. Рисунок В. 3, схема г); если схождения нет, то данный участок следует исключить из
рассмотрения его как возможного очага разрушения, даже несмотря на дефекты, обнаруженные на этом
участке;
- если распространение разрушения вязкое, то определение возможного очага разрушения не
должно быть связано с шевронным узором, т. к. шевронный узор не характерен для вязкого излома, и
если что-то похожее на шевронный узор проглядывает в вязком изломе, то руководствоваться им для
определения возможного очага разрушения нельзя, поскольку направление этого шевронного узора
вязкого излома не указывает направления распространения трещины.
Очаг разрушения на участках с распространением вязкой трещины следует определять по
характерным изломам, показанным на Рисунке В.З. При вязких разрушениях очаг разрушения часто
связан с дефектами металла, уменьшающими толщину стенки (трещины КРН, коррозионные
повреждения металла, задиры, царапины и т.д.). Кроме того, очаги вязкого разрушения часто
находятся в околошовных зонах сварных соединений, в том числе без видимых дефектов в изломе тип
"в",
(см. Рисунок В. 3, схема
в).
Встречаются хрупкие очаги разрушения тип
"г"
(см. Рисунок В. 3, схема
г)
с вязким
распространением трещины.
Установив на каждом фрагменте разрушенного участка возможные очаги разрушения, следует
определить наиболее вероятный очаг разрушения. Обычно (но не всегда) он в наибольшей степени
поражен дефектами или повреждениями металла. При хрупком разрушении очаг разрушения,
безусловно, определяется в месте схождения шевронного узора, независимо от дефектов,
обнаруженных в хрупких изломах на протяжении всего разрушения. Если при вязком разрушении
визуально не выявлены дефекты в изломах, которые могли стать причиной разрушения, то наиболее
вероятный очаг разрушения следует определять по участкам с прямым изломом, перпендикулярным
поверхности металла — типы "в"и
"г",
(см. Рисунок В. 3, схемы в и
г).
Наиболее вероятный очаг разрушения следует проверить по "логике" разрушения, изложенной в
В.1.3 применительно к расследуемому разрушению, отслеживая схему: "образование сквозной
трещины" -> "распространение трещины" -» "остановка разрушения" -» "вторичные разрывы" -
» "деформирование отлетевших фрагментов разрушенного участка". После этого следует
дать объяснениядругимвозможнымочагамразрушения,
отмеченнымнаначальномпериоде расследования, в том, что они
не являются истинными очагами разрушения, а представляют собой разновидности изломов,
образованных распространением трещины. Если все отмеченные ранее другие возможные
очаги разрушений объясняются особенностями образования излома при распространении
трещины, наиболее вероятный очаг разрушения принимается за "истинный", и по его излому
устанавливается или предполагается причина разрушения.
Для подтверждения местонахождения очага разрушения, кроме изломов и дефектов металла,
можно воспользоваться другими признаками, такими как:
- в очаге разрушения обычно не происходит ответвлений или вторичных надрывов, а
следовательно, не образуются отдельные куски, поэтому периметр трубы с очагом разрушения
сохраняется целым даже при хрупком и весьма хрупком разрушениях;
- если контур трубы не полностью раскрытый, то можно использовать для поиска или
подтверждения очага разрушения место наибольшего раскрытия разрушенного участка, хотя это
весьма относительно;
- для поиска или подтверждения очага разрушения можно также использовать место
наибольшего котлована, образованного разрушением, при этом также имея в виду, что это только
косвенный признак.
В.3.6 Очаг разрушения должен быть обмерен, заэскизирован и подробно описан. В акте должны
быть указаны его размеры и местонахождение по периметру трубы (по часовой стрелке с учетом, что
циферблат приложен к сечению трубы по направлению транспортируемого продукта).
Находящиеся в очаге разрушения дефекты и повреждения металла также должны быть
измерены и зафиксированы в акте, независимо от того, являются ли они допустимыми или нет.
В.3.7 Дефекты и повреждения металла трубопроводов по их происхождению можно разделить
на три группы:
- металлургические дефекты, связанные с процессом производства листовой стали труб;
- механические повреждения, полученные при изготовлении труб, при транспортировании, в
процессе строительных работ и при эксплуатации;
- дефекты сварных соединений как заводских, так и монтажных стыков.
31