ГОСТ Р 56079—2014
Коэффициент технической готовности характеризует готовность ВС в зависимости от безотказности АТ и
трудоемкости ее ТО (ремонта) и вычисляется по формуле
/С,.(Б.1)
Показатель К„ , оценивается по формуле
Кпа = 1 - К ,х ,(Б.2)
где т - интенсивность эксплуатации, определяемая как отношение налета ВС в ч налета, за календарный год к
расчетному годовому фонду времени, в ч.
Показатели К„п, К,, К,, определяют по расчетной (нормированной) интенсивности эксплуатации либо по
фактической эксплуатационной статистике.
Показатель К, рассчитывают как сумму удельной суммарной продолжительности плановых видов ТО К. то
и удельной суммарной продолжительности восстановления
Kn= /f„ro + /f„..(Б.З)
Показательопределяют как отношение математического ожидания суммарной продолжительности
работ по восстановлению работоспособного состояния ВС за определенный период эксплуатации к налету ВС за
этот же период.
Оценку показателя К,., производят по формуле
К1а= К * 0 -К )Р ш .(Б.4)
где Р. - вероятность восстановления ВС в заданное время при подготовке к вылету.
Эта вероятность определяется с учетом нормативной продолжительности подготовки ВС к полету,
допустимого времени задержки вылета (15 мин) и возможностей выполнения полета с отдельными отказами
(согласно минимальному перечню оборудования) по формуле:
Р. = 1- ахр {-(Б.5)
где Ък* - 1«п* 0.25.(Б.6)
здесь t,.„ - средняя продолжительность подготовки к полету (предполетной в начале летного дня. или
транзитного ТО между полетами), ч;
-среднее время восстановления, ч.
При отсутствии необходимых данных для оценки указанной вероятности можно вместо показателя К,,
использовать классический показатель К,, определяемый по формуле
К, = ТсЦТс+ и).
(Б.7)
Для оценки готовности ВС в реальных условиях эксплуатации помимо затрат времени на
плановое и
неплановое ТО может потребоваться учет дополнительных простоев ВС. которые могут быть оценены
коэффициентом К ^ и отражающим недостатки в организации работ и поставок запасных частей и другие
подобные издержки. В этом случае используют коэффициент эксплуатационной готовности К,, определяемый по
формуле
= К, , Каоп.(Б.8)
Обеспечение необходимого уровня готовности требует проведения планового и непланового ТО и влечет
соответствующие затраты. Для оценки этих затрат используют показатели удельных прямых или суммарных
затрат.
Величина удельных прямых затрат на ТО зависит от надежности и ЭТ типовой конструкции ВС.
особенностей системы его технической эксплуатации и рассчитывается путем суммирования всех составляющих
прямых затрат на ТО и отнесения их к 1 ч налета ВС.
Прямые затраты на ТО включают в себя следующие составляющие:
- затраты на плановое ТО. включающие в себя оплату труда при проведении планового ТО. в том числе
при восстановлении ресурса (заменах изделий в связи с выработкой ими назначенного ресурса), и затраты на
запасные части и расходные материалы,
- затраты на неплановое ТО. включающие в себя оплату труда при проведении непланового ТО и затраты
на запасные части и расходные материалы.
Возможна оценка удельных прямых затрат отдельно для планового и непланового ТО.
Удельные суммарные затраты на ТО (ремонт) дополнительно включают в себя составляющие косвенных
затрат, обусловленные накладными расходами, по согласованию заинтересованных сторон.
Для комплексной оценки совершенства типовой конструкции образца АТ и системы его технической
эксплуатациииспользуют«коэффициентэксплуатационно-экономическойэффективности»,который
характеризует эффективность вложений в обеспечение БНКТ и отражает потребные затраты на одну расчетную
единицу приращения уровня готовности ВС. Этот коэффициент допускается определять с использованием
одного из следующих соотношений:
К, = К,, I К,„то или К, = К,, / Кслю или К, = К „ / Kt »I0.(Б.9)
10