ГОСТ Р 56079—2014
Приложение Б
(справочное)
Пояснения к некоторым показателям БНКТ, приведенным в таблице А.1
Б.1 Показатели безопасности полета ВС (показатели 1-8 таблицы А.1)
ВС является одной из составляющих авиационной системы, объединяющей ВС. его экипаж, средства и
персонал обеспечения полетов, организации воздушного движения. ТО и ремонта АТ.
Приведенные показатели безопасности могут быть использованы как для оценки уровня безопасности
полета собственно ВС. так и для оценки безопасности всей авиационной системы.
Показатели «Средний налет на авиационное происшествие», «Среднее число катастроф на 100000 ч
налета» и «Коэффициент тяжести авиационное происшествие» определяют для совокупностей ВС одного или
разных типов.
Статистически показатель «Средний налет на авиационное происшествие» оценивают как отношение
суммарного напета за определенный период эксплуатации рассматриваемой совокупности ВС к числу АП за этот же
период.
Для целей анализа отказобезопасности бортовых систем и ВС в целом применяют также определяемые
аналогично показателям 5. 6 и 8 показатели, для катастрофической ситуации (q,.c. Ос4. К«с), аварийной ситуации
(qJC. Q .c К»*)- сложной ситуации (q.., Q. .. К^) и усложнения условий полета (q,yn. Q, у„. К,,,„) соответственно.
Б.2 Показатели «Вероятность безотказной работы при выполнении типового полета», «Средний
налет на отказ, приводящий к невыполнению полетного задания»
Для одного типа ВС может быть несколько разных типовых полетов с учетом задач, маршрутов и условий
применения ВС. Планы, профили и режимы типовых полетов устанавливают, начиная с ранних этапов создания ВС
на основании технико-экономического обоснования характеристик ВС (скорость полета, масса),
характеристик аэродромов и аэропортов (требования к ВПП. посадочной площадке, радио- и светотехническому
оборудованию), назначения и регионов применения ВС (средняя протяженность трасс, наличие запасных
аэродромов по трассам, планируемые особенности использования ВС). Показатели задают и контролируют
применительно к каждому из рассматриваемых типовых полетов.
Полет включает в себя время от начала движения ВС в целях выруливания на ВПП и взлета до окончания
полета. Окончанием полета самолета считается момент полной остановки двигателей, а вертолета - момент
полного сброса шага несущего винта после касания земли при посадке «по вертолетному» и полной остановки
после пробега и полного сброса шага при посадке «по самолетному».
Б.З Показатели долговечности 23-25
Для изделий, эксплуатируемых по техническому состоянию, в качестве показателей долговечности
используют гамма-процентные и средние показатели ресурса и срока службы, а также ресурс и срок службы до
списания.
Б.4 Показатели эксплуатационной (ремонтной) технологичности 28-30, 32
Оценка показателей ЭТ (РТ) основана на определении затрат труда, времени и материальных средств,
связанных с выполнением видов планового ТО (ремонта) и сопутствующих неплановых работ. Под видом ТО
(ремонта) ВС понимают различные, выполняемые в плановые сроки, комплексы работ оперативного (подготовки к
полетам) и периодического (регламентные работы) ТО либо соответствующие виды планового ремонта
(средний, капитальный), предусмотренные ЭД (РД) для данного типа ВС. Затраты труда и времени на эти виды ТО
(ремонта) определяют показателями «средняя трудоемкость ТО (ремонта)» и «средняя продолжительность ТО
(ремонта)».
Состав работ любого вида ТО (ремонта) образуют отдельные работы по ТО (ремонту) как плановые,
перечень и сроки (периодичность) выполнения которых устанавливают в ЭД (РД). так и неплановые, связанные с
устранением отказов и повреждений СЧ ВС.
Наосновеуказанныхсоставляющихопределяютудельныесуммарныетрудоемкостьи
продолжительность ТО (ремонта) ВС в целом либо его СЧ. Кроме того, целесообразно задавать и
контролировать затраты труда и времени на отдельные характерные работы планового ТО (ремонта), например
замена колеса шасси, замена двигателя и т. п.
Б.5 Комплексные показатели надежности и эксплуатационной (ремонтной) технологичности 42-50
При использовании комплексных показателей для оценки БНКТ следует учитывать, что эта группа
показателей в значительной степени зависит не только от свойств конструкции АТ, но и от характеристик других
составляющих системы технической эксплуатации АТ. включая организационные аспекты интегрированной
логистической поддержки АТ. Соответственно показатели этой группы в зависимости от условий оценки и
учитываемых при определении показателей составляющих затрат труда, времени и материальных средств могут
характеризовать как уровень БНКТ собственно изделия АТ, так и совершенство системы технической
эксплуатации е целом.
9