ГОСТ 32401—2013
Х2 Моры безопасности для предотвращения образования зарядов
статического электричества
Х2.1 В ASTM D 4865 установлено, что микрофильтры являются активными генераторами статического
электричества. Это особенно относится к мембранным фильтрам, применяемым в настоящем стандарте.
Х2.1.1 Причиной зарядов, которые разделяются в присутствии ионных загрязнений или присадок в топли
ве. при проведении испытания является поток топлива через мембранный фильтр. Заряды одной полярности
переносятся движением топлива, в то время как противоположные заряды аккумулируются в пределах мембраны
и ее держателя. Эти поверхностные заряды уходят через заземление.
Х2.2 Скорость нейтрализации зарядов зависит от электрической проводимости топлива. Время ослабле
ния (затухания) может быть от 10 до 100 с для топлива с низкой электрической проводимостью. В результате
высокой скорости фильтрования через мембранный фильтр время для нейтрализации заряда незначительно. В
связи с этим даже топлива с высокой электрической проводимостью могут вызвать заряды, накапливающиеся в
держателе мембранного фильтра и приемнике и вызвать значительные разности потенциалов между топливом и
оборудованием. Использование стеклянной приемной колбы и размещение провода заземления в приемнике
сводит к минимуму накопление потенциала в топливе.
Х2.3 Несмотря на то. что заземление аппаратуры не предотвратит разделение зарядов или аккумулирова
ние зарядов в топливе, необходимо соединить все части фильтрующего аппарата проводом заземления. Важно,
чтобы во время фильтрования не было ни одного несвязанного компонента из металла, поскольку они концентри
руют заряд и накапливают потенциал, достаточный, чтобы вызвать статический разряд в пределах аппарата.
Х2.4 Для того, чтобы убедиться, что соединение всех частей аппарата для фильтрования завершено, тре
буется провести проверку на электропроводность универсальным измерительным прибором. Между любыми дву мя
точками аппарата сопротивление должно быть не более 10 Ом.
Х2.5 Встряхивание топлива при отборе проб (в пробоотборнике) или в колбе и перенос топлива в воронку
также является источником возникновения зарядов. Заряд, разделенный на поверхности пробоотборника или
колбы, будет уходить а землю, если оператор, встряхивающий пробоотборник, будет изолирован резиновыми
сапогами. Операторам следует носить заземленный ремень на запястье для гарантии заземления.
Х2.6 Подача топлива в воронку через раздаточный колпачок или пробку вместо выливания из пробоотбор
ника исключает возможность расплескивания идает время для ослабления (затухания) зарядов от встряхивания.
Х2.7 Другими целесообразными мерами сведения к минимуму возможности возникновения статического
электричества во время лабораторного фильтрования являются следующие:
Х2.7.1 Операторы должны работать в антистатических лабораторных костюмах.
Х2.7.2 На пол следует постелить антистатический коврик.
Х2.7.3 Генератор ионизированного воздуха вокруг аппарата помогает рассеиванию зарядов.
Х2.7.4 Следует носить защитную одежду, например фартуки, и пользоваться защитными масками при
выполнении испытаний или наблюдении.
Х2.7.5 Если отмечается статическое электричество или слышен хлопок или треск, испытание следует
немедленно прекратить. Перед возобновлением испытания следует установить причину и вновь проверить
заземление проводов для гарантии целостности проводимости.
Х2.7.6 Опыт применения в течение более 15лет провода заземления, свернутого спиралью (кольцом) внут
ри стеклянной приемной колбы (см. рисунок 1), показал, что этот способ никогда не приводил к взрыву. Однако
некоторые операторы предпочитают использовать неградуированную металлическую приемную колбу. В этом
случае оператор должен соблюдать следующие меры предосторожности:
Х2.7.6.1 Объем фильтрованной промывочной жидкости, использованной в 11.4.8—11.4.10. должен опреде
ляться так. чтобы его можно было вычесть из общего объема в приемной колбе после завершения испытания и
всех операций промывки и ополаскивания.
Х2.7.6.2 Перед началом испытания приемная колба должна быль пустой.
13