ГОСТ Р 55637 — 2013
- коррекцию неадекватных профессиональных планов.
5.3.2.2 Профессиональный подбор - подборпрофессий, в которых наиболее полно и
эффективно могут быть учтены интересы инвалида, склонности и способности, реализована
остаточная трудоспособность, т.е. таких профессий/специальностей. в которых инвалид может быть
конкурентоспособен на рынке труда. Профессиональный подбор включает первичное собеседование,
комплексную профдиагностику. разработку заключения на основании результатов профдиагностики,
включающего основные показанные ему сферы профессиональной деятельности и рекомендуемые
условия обучения и труда.
5.3.2.3 Подбор возможной аналогичной профессии, при выполнении обязанностей по которой
задействованы в основном одни и те же психофизиологические и личностные качества человека,
переход от одной из них к другой возможен после очень незначительной доподготовки
непосредственно на рабочем месте (например, военные и гражданские медики, строители,
автомобилистысоответствующихспециализаций;бульдозеристы,трактористыидругие
механизаторы из различных сфер хозяйствования).
5.3.2.4 Подбор родственной (смежной) профессии, которая по индивидуальным качествам
специалистовпрофессииимеетсущественное(выраженное)сходство(организаторские,
операторские, педагогические и другие профессии). Переход от одной профессии к другой возможен
после непродолжительной подготовки, проведение которой основывается на сходстве базовых
качеств.
5.3.2.5 Подбор профессии, не имеющей выраженного сходства, в ходе деятельности по которой
доминируютразличныегруппыиндивидуальныхкачеств.Переходмеждупрофессиями
затруднителен, требуется новая профподготовка, например техническая (создание, управление,
обслуживание и ремонт техники) и гуманитарная (работа с людьми - воспитание, обучение,
руководство, обеспечение).
5.3.2.6 Подбор несовместимой (новой) профессии, требования которой к специалисту
оказываются противоречивымипо отношению к требованиям, предъявляемым военной
специальностью.
5.3.2.7 Профессиональные пробы -практические испытания, моделирующие элементы
определенноговидапрактической деятельности,способствующиеосознаннойсамооценке
испытуемым собственных профессиональных возможностей и объективному выявлению его
трудовых возможностей. Профессиональные пробы включают в себя ориентировочные, целевые,
установочные и общетрудовые пробы.
Выполнение общетрудовых проб позволяет оценить общую готовность и способность к труду,
практическую составляющую трудового потенциала.
Ориентировочныепрофессиональныепробыпозволяютоценитьготовностьк
профессиональному самоопределению, имеющийся трудовой опыт, сформировать более
адекватную самооценку, расширить круг интересов, ознакомиться с некоторыми аспектами
содержания и условий различных видов трудовой деятельности.
Целевыепрофессиональныепробыдаютвозможностьсформироватьадекватные
представления о конкретных видах выбраннойпрофессиональной деятельности, о реальности
овладения теми или иными навыками, умениями и знаниями, которые необходимы при ее
осуществлении, сформировать (скорректировать) установки и требования к определенным видам
профессий, подтвердить или отклонить выбранный профессиональный профиль.
5.3.3 Услуги по социальной реабилитации
Услуги по социальной реабилитации на этапе профориентации предоставляют в соответствии с
ГОСТ Р 54738 в следующих видах;
5.3.3.1Информирование об условиях и специфике образовательного процесса для
профессиональной подготовки или переподготовки, включая организационно-управленческие,
субординационные особенности образовательного учреждения и т.п.
5.3.3.2 Юридическое консультирование - консультирование по правовым вопросам, связанным
с проблемами инвалидности, социальной адаптациив гражданское общество, образования и
трудоустройства на открытом рынке труда.
5.3.3.3 Психологическое консультирование - решение задачи по ориентации инвалида именно
на рекомендуемые (показанные) ему виды профдеятельности с помощью комплекса психо
коррекционных средств; формирование (развитие) установок, мотивации инвалидов именно на
показанные им виды трудовой деятельности (исходя из результатов комплексной диагностики),
сглаживание, коррекция неадекватных установок, мотиваций, отношений инвалидов к показанным им
видам трудовой деятельности, содействие в осуществлении инвалидами адекватного профвыбора.
5.3.3.4Социально-психологическоеконсультированиепоэффективнойсоциально
психологической адаптации и оптимизации процесса вхождения в гражданское общество.
4