11
- переменным током (а.с.);
- постоянным током (d.c.).
При необходимости измерения внутреннего сопротивления одних и тех же аккумуляторов обоими методами предпочтителен метод d.c. В этом случае нет необходимости проводить разряд и заряд между проведением испытаний по методам а.с. и d.c.
Аккумулятор перед проведением измерений должен быть разряжен постоянным током 0,2С5 А до конечного напряжения 1,0 В.
Аккумулятор заряжают в соответствии с 4.1. После заряда аккумулятор должен быть выдержан не менее 1 ч, но не более 4 ч при температуре окружающей среды (20±5) °С.
Измерение внутреннего сопротивления должно проводиться при температуре окружающей среды (20±5) °С.
4.10.1 Измерение внутреннего сопротивления методом переменного тока (а.с.)
Для определения внутреннего сопротивления аккумулятора должно быть в течение 1—5 с измерено напряжение Ua (среднее квадратическое значение), возникающее при прохождении через аккумулятор (приложении к аккумулятору) переменного тока Iа (среднее квадратическое значение) частотой (1,0±0,1) кГц.
Внутреннее сопротивление Rа.с., Ом, рассчитывают по формуле
(1)
где Ua — среднее квадратическое значение переменного напряжения, В;
Iа — среднее квадратическое значение переменного тока, А.
Примечания
1 Переменный ток должен быть выбран такой, чтобы пиковое напряжение было менее 20 мВ.
2 Этим методом фактически измеряют импеданс, который в диапазоне заданной частоты приблизительно равен сопротивлению.
4.10.2 Измерение внутреннего сопротивления методом постоянного тока (d.c.)
Аккумулятор должен быть разряжен постоянным током I1, приведенным в таблице 10. На 10-й секунде разряда должно быть измерено и зарегистрировано под нагрузкой разрядное напряжение U1. Разрядный ток должен быть сразу же увеличен до значения I2, указанного в таблице 10, и должно быть измерено и зарегистрировано под нагрузкой разрядное напряжение U2 в последние 3 с разряда.
Внутреннее сопротивление Rd.c., Ом, рассчитывают по формуле
(2)
где U1, U2 — напряжения, измеренные под нагрузкой, В;
I1, I2 — постоянные разрядные токи, А.
Таблица 10 — Режимы разряда, используемые для измерения внутреннего сопротивления методом постоянного тока
Ток | Разрядный ток, А, для аккумуляторов типов |
KRL1 | KRM, KRH1 | KRX |
I1 | 0,2С5 | 0,5С5 | 1,0С5 |
I2 | 2,0С5 | 5,0С5 | 10,0С5 |
___________
1) То же для аккумуляторов типа Т.
5 Механические испытания
Аккумулятор должен быть проверен на способность противостоять механическому удару испытанием на ударную прочность в соответствии с ГОСТ Р 51371 (испытание 104).
Для испытания аккумуляторы отбирают произвольно.
Половину аккумуляторов испытывают путем нанесения ударов в направлении, параллельном