ГОСТ ИСО 7905-1-99
та. Приработка может контролироваться путем измерений температуры, электрического сопротив
ления. импеданса или непрерывного радионуклидного измерения. До приработки должно выпол
няться условие
V *,.b +*,„
где Аи—минимальная толщина масляной пленки, определенная измерением или расчетом
согласно 11—31, a R,b и Л,4—высота шероховатостей профиля в десяти точках подшипника и
контрповерхностн. соответственно, согласно ГОСТ 2789. Полирование во время приработки при
ведет к снижению значения Л„, однако во время усталостного испытания оно не должно быть
меньше, чем первоначальное значение R,л. При приработке прогрессирующе уменьшается мини
мальная толщина масляной пленки в результате уменьшения вязкости масла из-за повышения
температуры и ступенчатого увеличения нагрузки. Значения ступеней нагрузки должны контроли
роваться минимизацией температурных максимумов, чрезмерным радионуклидным показанием
износа или значительной продолжительностью нулевого электрического контактного сопротивле
ния.
П р и м е ч а н и е — При контроле электрического контактного сопротивления подшипник электричес
ки изолируется от испытательного стенда. Электрооборудование должно предусматривать измерение разности
потенциалов 10 мВ между валом и подшипником в точке подвода с внутренним сонротиатснисм 100 Ом.
которая натает до 0,01 мВ при контакте шероховатостей. Прирашсния нагрузки регулируются таким образом,
чтобы свести к минимуму продолжительность контакта шероховатостей.
5.1.2 Исключение отклонении в геометрии конструкционных хгементов подшипника скальжения
Исключить отклонения до степени, которая может повлиять на результаты и снизить их
воспроизводимость. Геометрические погрешности могут включать деформацию корпуса, прогиб или
несоосность вала и неравномерные грубые следы трения на поверхности подшипника скольжения.
5.1.3 Эффективная температура подшипника и гидродинамической пленки
Эффективная температура представляет равномерное распределение. Альтернативно измеряют
температуры масла па входе, выплесков масла в площади основного нагружения и поверхности/ос-
новы подшипника.
5.1.4 Амтитуда и направление динамической нагрузки как функция времени
Амплитуда и направление динамической нагрузки образуют основу для оценки распределения
давления пленки на периферии и в осевом направлении как функции времени и положения на
поверхности подшипника. Альтернативно может использоваться измерение распределения давле
ния. Любой метод может использоваться при опенке динамических напряжений в отдельных слоях
подшипника для обнаружения местоположения на поверхности максимального напряжения в
зависимости от среднего и знакопеременного напряжения при пределе выносливости.
П р и м е ч а н и е — Измерения давлении, нс илинюшего на развитие гидродинамической пленки, и
напряжения с помощью контрольно-измерительных приборов могут проводиться методом испарения тонкой
металлической пленки. Такие измерения следует проводить заранее при одинаковых условиях, но нс в процессе
усталостного испытания.
5.1.5 Число циклов нагрузки, которое приводит к пе/юому усталостному повреждению
Повреждения должны быть в форме трещины или трещин (длиной более 5 мм), или отрыва
материала подшипникового антифрикционного слоя. Испытания дтя получения кривой ае1—N
прекращают при циклах нагружения 50 х К)6. Напряжение предела выносливости может быть
оценено при заданном числе циклов, например Зх 106. 10 х lO*. 25 х 10** или 50 х 106. Образец, не
подвергнутый разрушению при усталостном испытании до заданного предела выносливости, указы
вают в отчете.
Вследствие разброса результатов испытаний и статистического характера предела усталости
рекомендуется результаты оценивать на основе статистических методов.
5.2 Характеристическая информация
Если оценка результатов испытания до предела выносливости при фиксированных температу
рах, контролируемых с точностью ±2 ‘С, не проводится самим исследователем, то об этом необхо
димо указать в примечании. Если подшипниковый материал претерпевает изменения в
ходе испытания (например диффузия или аналогичный процесс), то это документируется в
качестве дополнительной информации (например металлургический отчет).
3