ГОСТ ИСО 7905-1-99
3 Цель испытания
Целью испытания на стендах подшипников скольжения, работающих в условиях полной
гидродинамической смазки, является измерение динамической несущей способности, например
предела усталостной выносливости материала подшипникового слоя в зависимости от амплитуды
напряжения и числа циклов, что можно представить в виде кривой о4,—Л1(предельное напряжение
выносливости относительно числа циклов) или в виде предельного напряжения выносливости для
заданного числа циклов. Предел выносливости достигается, когда на рабочей поверхности подшип
ника возникают трещины.
Условием полной гидродинамической смазки является упрощение проблемы усталости. Это
означает, что приработка подшипника при испытании должна тщательно контролироваться для
предотвращения значительного предварительного разрушения от перегрева и сдвигающего фрикци
онного напряжения, которые могут вызвать образование поверхностных микротрещин.
П р и м е ч а н и е - Усталостное испытание подшипниковых материалов может также проводиться с
помощью методов, установленных ГОСТ ИСО 7905-2, ГОСТ ИСО 7905-3, ГОСТ ИСО 7905-4.
4 Требования
4.1 Требования к испытательным стендам
Для определения условий работы и смазки испытательный стенд должен удовлетворять
следующим требованиям:
а) простая н понятная механическая конструкция;
б) легкое демонтирование для обеспечения осмотра подшипника на месте;
в) размерная стабильность подшипника при испытании вместе с сопротивлением деформиро
ванию корпуса и отклонением вала:
г) постоянство условий подачи смазки без ухудшения развития давления в масляной пленке;
д) обеспечение превышения на стенде всего диапазона нагрузок, напряжений и температур,
отмечаемых на практике.
4.2 Требования к методам испытаний
Методы испытаний должны удовлетворять следующим требованиям:
а) возможность применять специальную измерительную технику для определения толщины
масляной пленки, температуры смазки, распределения давления и разветвления трещин; такая
техника включает непрерывное радионуклеидное измерение износа или рентгеновский флюоре
сцентный анализ проб смазки:
б) хорошо определенные экспериментально проверенные гидродинамические условия (напри
мер. оценка эффективной вязкости, указывающей гидродинамические свойства);
в) четкое разграничение между смешанной смазкой во время приработки и полной гидроди
намической смазкой при усталостных испытаниях;
г) целесообразно, чтобы напряжение распределялось вокруг подшипников как можно более
равномерно (вращающаяся нагрузка) с целью обнаружения неравномерностей в подшипниковом
материале;
д) простые, теоретически и экспериментально носпроизводимые гидродинамические условия
(например, вращающаяся нагрузка производит распределение гидродинамической пленки и давле
ния. равное статической нагрузке).
5 Методы испытаний
Для обеспечения сопоставимости результатов испытаний на различных испытательных стендах
и их распространения на практику все параметры, контролирующие гидродинамическую масляную
пленку, должны детализироваться, включая условия испытаний, размеры подшипников, смазку и
другие факторы, влияющие на гидродинамическую масляную пленку.
Основные характерные условия и параметры при усталостном испытании следующие.
5.1 Характерные условия
5.1.1 Методика эффективной приработки
Методика эффективной приработки предназначена для того, чтобы избежать чрезмерной
температуры и фрикционного сдвигающего напряжения из-за значительной шероховатости контак-
2