ГОСТ ИСО 4254-1—2003
быть оснащена специальными средствами обеспечения безопасности (например, защитными устрой
ствами). или опасныечастидолжны располагатьсянабезопасном расстоянии. Функциональныесостав
ные части, которые при правильной работе остаются источником опасности, должны бытьограждены в
максимально возможной степени. В таких случаях на машине должно быть нанесено дополнительное
предупреждение об опасности (раздел 8).
4 Движущиеся части
Все движущиеся части, как правило, рассматриваются как источник опасности. Особое внимание
следует обращать на:
- валы (включаяих соединения, хвостовики валов, карданные иколенчатыевалы), шкивы, махови
ки, зубчатыепередачи (включая фрикционные), канаты, звездочки, ремни, цепи, муфты, фланцы, лопас
ти или крыльчатки вентиляторов:
- движущиеся элементы любого ремня, цепи или каната;
- шпоночные канавки, шпонки, смазочные масленки и другие элементы, выступающие из движу
щихсячастей;
- моста, гдесуществует опасность защемления или пореза;
- колеса или гусеницы, расположенные рядомс рабочим местом оператора (платформадля рабо
ты стоя, сиденье, опорная площадкадля ног) идополнительным сиденьем (при наличии).
5 Типы защитных устройств
Для предотвращения контакта персонала или егоодежды сдвижущимисячастямипредназначены
три типа защитныхустройств:
- щиток или крышка по 5.1:
- кожух по 5.2;
- ограждение по 5.3.
5.1 Щиток или крышка
Защитное устройство, сконструированное и установленное таким образом, чтобы отдельно или
совместно с другими деталями оно закрывало опасную часть машины с одной или нескольких сторон
(рисунок 1).
О
Рисунок! — Щиток или крышка
5.2 Кожух
Защитное устройство, сконструированное и установленное таким образом, чтобы отдельно или
совместно с другимидеталями оно предохраняло от контакта с опасной частью машины со всех сторон
(рисунок 2).
Рисунок 2 — Кожух
5.3 Ограждение
Защитное устройство, которое посредством барьеров, решеток, стоек или аналогичных конструк
цийобеспечиваетнеобходимоебезопасное расстояниедля исключения случайного контакта сопасной
частью машины.
2