ГОСТ ИСО 4254-1—2003
10.2 Рабочие положения
Рабочее местооператорадолжно бытьоборудованоустройствами, предотвращающимиегопаде
ние со своего рабочего места. Платформа, на которой оператору необходимо стоять при работе маши
ны. должна быть ровной, иметь поверхность, препятствующую скольжению, и. при необходимости,
условия для стока воды.
Платформа со всех сторон должна быть окружена защитным бортиком для ног. который должен
быть установлен по периметру платформы, но не далее 50 мм от края платформы с высотой не менее
75 мм над платформой, и ограждающим поручнем на высоте не менее 1000 мм и не более 1100 мм над
платформой. Промежуточный поручень устанавливают так. чтобы расстояние по вертикали между
поручнями не превышало 500 мм.
Защитный бортикдля ног илиограждающий поручень не устанавливают:
- если конструктивные элементы машины обеспечивают такую же защиту, что и при установке
защитного бортика иограждающего поручня:
- еслинеобходимообеспечитьдоступ персоналаили подачуматериала, втакомслучае при работе
машины доступдолжен быть перекрыт поперечиной или цепью.
10.3 Сиденья
Если оператору при работе машины необходимо сидеть, то машина должна быть оборудована
сиденьем, обеспечивающим достаточную опоруна всех режимах работы ипредотвращающим соскаль
зывание оператора с него.
10.4 Органы управления
Органы управления, такиекакрулевое колесоили рычаги управления, рычагипереключения пере
дач. рукоятки, педали ипереключатели, должны бытьскомпонованы и установлены таким образом, что
бы обеспечивать безопасное илегкое управление ими из нормального рабочегоположения оператора.
Педали иорганы управлениядолжны быть расположены так. чтобы они не затруднялидоступ.
Функции органов управления должны быть обозначены на органе управления или рядом с ним в
соответствии с ГОСТ 26336. усилия на органах управления должны соответствовать ГОСТ 12.2.120.
10.4.1 Механизм рулевого управления
Механизм рулевого управления должен быть сконструирован так. чтобы уменьшить реактивное
усилие на рулевом колесе илирукоятке, возникающее принеожиданном поворотеуправляемого колеса
(колес).
10.4.2 Органы управления подъемом и опусканием
Для исключения возможностислучайного включения органов управления подъемом и опусканием
должны бытьобеспечены условия ихзащиты или предусмотрено их соответствующее расположение.
10.4.3 Муфты сцепления (управление трансмиссией)
Требования к органам управления — по ГОСТ 12.2.120.
10.4.4 Устройства останова двигателя
Каждый двигательдолжен быть оборудован устройством останова, которое может быстро заглу
шитьего. Устройстводолжнобытьсконструированотак.чтобыдляеговключениянетребовалосьприло
жения непрерывного усилия руки и при нахождении устройства в положении останова двигатель не мог
бытьзапущендо тех пор. пока устройство не будет приведено в исходное состояние вручную.
Это устройстводолжно быть.
- легко доступно для оператора из его нормального рабочего положения (на машинах, управляе
мыхоператором);
- расположено на двигателе или рядом с ним. или рядомс органомуправления машиной (на маши
нах, работающих без присутствия оператора).
Назначение устройства и способ приведения в действие должны быть четко обозначены. Орган
управлениядолжен бытькрасного цвета и предпочтительноконтрастным поотношению кфонуи другим
органам управления.
10.4.5 Клапаны, краны и переключатели
При наличии клапанов, кранов и переключателей с ручным управлением или органов управления
пневматическими, гидравлическими или электрическими системами назначение и результат действия
каждогоизэтихустройств во всехположенияхдолжны бытьчеткообозначены, еслиэтонеобходимодля
обеспечения безопасности.
10.4.6 Педали
Педали должны быть достаточного размера и соответствующей конфигурации. Для исключения
возможности соскальзывания ноги оператора с педали она должна иметь покрытие, препятствующее
скольжению, и. при необходимости, отбортовку кромки педали.
ю