1. Звуковой удар |
| Акустическое явление, возникающее в результате распространения в атмосфере Земли системы волн давления, создаваемых самолетом при полете со скоростью, превышающей местную скорость звука. Примечание. Звуковой удар воспринимается наблюдателями в зависимости от характеристик звукового удара и от характера окружающей местности как один или несколько ударов грома (взрыва, пушечного выстрела и т.п.) на близком расстоянии или на удалении. Характеристики звукового удара зависят от геометрии самолета, массы и режима его полета и состояния атмосферы. Характерны ми особенностями звукового удара от сверхзвуковых пассажирских самолетов 1-го поколения (Ту-144 и «Конкорд») являются время нарастания давления на переднем фронте волны давления до 10 мс, длительность волны около 0,2 - 0,3 с и наличие максимума плотности акустической энергии в диапазоне частот ниже 50 Гц |
2. Избыточное давление | ΔРизб | Разность между мгновенным значением давления в данной точке пространства и атмосферным давлением |
3. Волна давления звукового удара |
| Изменение избыточного давления во времени и пространстве |
4. Падающая волна |
| Волна давления, приходящая в точку пространства, не подвергаясь влиянию отражения от земли и препятствий |
5. Отраженная волна |
| Волна давления, приходящая в точку пространства после отражения от земли и препятствий |
6. Фронт волны |
| Область резкого изменения избыточного давления |
7. Передний фронт волны давления |
| Передняя область резкого изменения избыточного давления |
8. Задний фронт волны давления |
| Замыкающая область резкого изменения избыточного давления, в которой давление восстанавливается до атмосферного |
9. Профиль волны давления | ΔР (t) | График изменения давления во времени в данной точке пространства |
10. N-волна давления |
| Волна давления, профиль которой близок по форме к латинской букве N, характеризующаяся мгновенным возрастанием давления на величину ΔР, с последующим уменьшением на величину 2ΔР по линейному закону и вторичным мгновенным возрастанием давления до атмосферного |
11. Максимальное давление | ΔРmax | - |
12. Максимальное разрежение | ΔРmin | - |
13. Скачок давления | ΔР | Резкое возрастание давления на фронте волны давления |
14. Период волны давления | Т | Интервал времени между начальными моментами изменения давления переднего и заднего фронтов волны давления |
15. Время нарастания давления | τm | Интервал времени между начальным моментом изменения давления переднего фронта волны давления и моментом достижения максимального давления |
16. Время положительной фазы волны давления | τ+ | Интервал времени между начальным моментом изменения давления переднего фронта волны давления и ближайшим моментом восстановления давления до атмосферного |
17. Положительный импульс волны давления | Imax | Интеграл от избыточного давления по времени для положительной фазы 
|
18. Характеристическое избыточное давление | ΔРc | Значение условного избыточного давления, определяемое выражением ΔРc=4Imax/T |
19. Звуковой (характеристический) луч |
| Траектория распространения в атмосфере элемента поверхности фронта волны давления, имеющего начало на траектории полета самолета |
20. Поверхность (коноид) звуковых лучей |
| Множество звуковых лучей для фиксированной точки траектории полета самолета |