5
2.3.5. По результатам обработки бортовых (п. 2.3.2), внешнетраекторных (п. 2.3.3), метеорологических измерений (п. 2.3.4) определяют следующие кинематические характеристики распространения звукового удара для каждого измерительного пункта:
линию воздействия звукового удара;
время распространения звукового удара;
траекторию звукового луча;
угол наклона звукового луча;
боковые грани зоны воздействия.
Результаты расчета представляют в виде графика с обозначением указанных параметров. На графике в виде таблицы выписывают весь комплекс параметров, характеризующих условия возникновения звукового удара.
2.3.6. При сертификации и паспортизации сверхзвуковых гражданских самолетов по звуковому удару результаты измерения номинальных характеристик звукового удара должны быть приведены к условиям стандартной атмосферы в соответствии с рекомендуемым приложением 2.
2.4. Требования к методам и системе контроля
2.4.1. Контрольные измерения характеристик звукового удара проводят в точках вдоль трассы полета сверхзвукового самолета, где предполагаются наиболее сильные воздействия звуковых ударов.
2.4.2. При проведении контрольных измерений регистрируют профиль волны давления в точках измерения.
2.4.3. Датчики давления, регистрирующие профиль волны давления, должны устанавливать в местах, исключающих какое-либо влияние окружающих предметов на его показания и на характеристики падающей волны в соответствии с требованиями п.п. 2.2.4 и 2.2.5.
2.4.4. Измерения характеристик звукового удара для оценки его воздействия на население и сооружения должны выполняться с помощью датчиков давления, размещенных вблизи объектов в характерном для этого объекта акустическом окружении, включая отражающие и поглощающие звуковой удар поверхности и препятствия.
2.4.5. Характеристики измерительных систем, используемых для контроля характеристик звукового удара вдоль трассы полета сверхзвуковых гражданских самолетов, должны соответствовать требованиям п.п. 2.2.6 - 2.2.11.
2.4.6. При применении нестандартизованных средств измерения проводят метрологическую аттестацию используемых средств.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ
Термин | Буквенное обозначение | Определение |
1. Звуковой удар |
| Акустическое явление, возникающее в результате распространения в атмосфере Земли системы волн давления, создаваемых самолетом при полете со скоростью, превышающей местную скорость звука. Примечание. Звуковой удар воспринимается наблюдателями в зависимости от характеристик звукового удара и от характера окружающей местности как один или несколько ударов грома (взрыва, пушечного выстрела и т.п.) на близком расстоянии или на удалении. Характеристики звукового удара зависят от геометрии самолета, массы и режима его полета и состояния атмосферы. Характерны ми особенностями звукового удара от сверхзвуковых пассажирских самолетов 1-го поколения (Ту-144 и «Конкорд») являются время нарастания давления на переднем фронте волны давления до 10 мс, длительность волны около 0,2 - 0,3 с и наличие максимума плотности акустической энергии в диапазоне частот ниже 50 Гц |