Устав негосударственного пенсионного фонда
УТВЕРЖДЕН Общим собранием учредителей Протокол N ________________ от "___"___________ ____ г.
УСТАВ Негосударственного пенсионного фонда "__________________________________" г. _______________ _____ г. 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Негосударственный пенсионный фонд "_______________" (далее - "Фонд") создан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" и другими законодательными актами Российской Федерации. Статус и порядок деятельности Фонда определяются положениями действующего законодательства Российской Федерации и настоящего Устава.
1.2. Полное наименование Фонда на русском языке: Негосударственный пенсионный фонд "_______________".
Сокращенное наименование на русском языке: НПФ "_______________".
Полное наименование на _________________________________________ языке:
(на иностранном языке или языке народов
Российской Федерации)
"_________________________".
Сокращенное наименование на ____________________________________ языке:
(на иностранном языке или языке
народов Российской Федерации)
"_______________".
Место нахождения Фонда: ______________________________ 1 .
1.3. Негосударственный пенсионный фонд - организация, исключительными видами деятельности которой являются:
- деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников Фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании.
1.4. Фонд является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов для осуществления деятельности, указанной в п. 1.3 настоящего Устава.
1.4.1. Деятельность Фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников Фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств Фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам Фонда.
Фонд осуществляет деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию.
1.4.2. Деятельность Фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам, осуществление срочных пенсионных выплат и единовременных пенсионных выплат застрахованным лицам, осуществление выплат правопреемникам застрахованных лиц.
Фонд осуществляет деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению.
1.5. Фонд приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации 2 .
Фонд имеет право на осуществление деятельности, указанной в пункте 1.3 настоящего Устава, с даты получения лицензии в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" 3 .
1.6. Фонд является юридическим лицом, не имеющим в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли для ее распределения между учредителями и работниками Фонда в качестве их доходов. В случае получения дохода в результате деятельности Фонда он должен направляться на реализацию уставных целей.
1.7. Фонд действует на принципе полного хозяйственного расчета, имеет
самостоятельный баланс, открывает в установленном порядке банковские счета,
в том числе валютные. Фонд имеет круглую печать, штампы и бланки на русском
и ___________________ языках со своим наименованием, а также товарный знак.
(иностранном)
1.8. Фонд от своего имени заключает договоры, приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде.
1.9. Фонд является собственником принадлежащего ему имущества.
Учредители не имеют прав на переданное Фонду имущество, которое является собственностью Фонда.
1.10. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей уставным целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых Фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них с учетом ограничений, предусмотренных п. 6.11 настоящего Устава 4 .
1.11. Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Учредители, участники и вкладчики Фонда, страхователи и застрахованные лица, а также государство не отвечают по обязательствам Фонда, равно как и Фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей, участников, вкладчиков, страхователей, застрахованных лиц и государства.
1.12. Состав и структура органов управления Фонда определяются Фондом самостоятельно в соответствии с положениями Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
1.13. Фонд вправе пользоваться налоговыми льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
1.14. Фонд учрежден без ограничения срока деятельности.
Вариант: 1.14. Фонд создается на _____ (__________) год(а) (лет).
1.15. Фонд обязан иметь сайт в сети "Интернет", электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат Фонду.
1.16. В целях обеспечения исполнения обязательств перед участниками и застрахованными лицами Фонд вправе участвовать в создании на добровольной основе объединенных гарантийных фондов.
1.17. Фонд вправе участвовать в обществах взаимного страхования, а также заключать договоры страхования, обеспечивающие дополнительные гарантии исполнения обязательств Фонда перед участниками.
На средства гарантийных фондов или имущество общества взаимного страхования не может быть обращено взыскание по обязательствам Фонда, если возникновение таких обязательств не было связано с осуществлением предусмотренной Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" деятельности.
1.18. Фонд в своей деятельности также руководствуется Кодексом профессиональной этики негосударственных пенсионных фондов 5 .
2. ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ФОНДА
2.1. Основной целью деятельности Фонда является негосударственное социальное обеспечение граждан - участников Фонда в форме негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.
2.2. Цели создания и деятельности Фонда:
- осуществление негосударственного пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, а в случаях, допускаемых законодательством Российской Федерации, и граждан других стран, в пользу которых производятся пенсионные взносы и осуществляются пенсионные выплаты (в дальнейшем именуемых "участники Фонда");
- осуществление деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;
- создание и развитие региональной сети подразделений Фонда - филиалов и представительств;
- создание и ведение эффективной и надежной автоматизированной системы учета и контроля движения пенсионных средств и пенсионных выплат;
- _____________________________________________________________;
- _____________________________________________________________.
2.3. В соответствии с целями, определенными в п. п. 2.1 и 2.2 настоящего Устава, Фонд осуществляет следующие функции:
- разрабатывает правила Фонда;
- заключает пенсионные договоры и договоры об обязательном пенсионном страховании;
- аккумулирует пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений;
- ведет пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения;
- ведет пенсионные счета накопительной части трудовой пенсии с учетом требований Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
- ведет пенсионные счета профессиональных пенсионных систем;
- информирует вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов;
- заключает договоры с иными организациями об оказании услуг по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности Фонда;
- определяет инвестиционную стратегию при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений;
- формирует имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности, и инвестирует составляющие его активы;
- формирует пенсионные резервы, организует размещение средств пенсионных резервов и размещает пенсионные резервы;
- организует инвестирование средств пенсионных накоплений;
- заключает договоры с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию;
- рассматривает отчеты управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария о финансовых результатах деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений;
- расторгает договоры с управляющей компанией (управляющими компаниями) и специализированным депозитарием по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
- принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для обеспечения сохранности средств Фонда, находящихся в распоряжении управляющей компании (управляющих компаний), с которой (которыми) расторгается (прекращается) договор доверительного управления;
- ведет в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет;
- ведет обособленный учет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений;
- осуществляет актуарные расчеты;
- производит назначение и осуществляет выплаты негосударственных пенсий участникам;
- производит назначение и осуществляет выплаты накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам или выплаты их правопреемникам;
- производит назначение и осуществляет выплаты профессиональных пенсий;
- осуществляет выплаты выкупных сумм вкладчикам и (или) участникам (их правопреемникам) или перевод выкупных сумм в другой фонд, а также перевод средств пенсионных накоплений в случае перехода застрахованного лица в другой фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации, а также перевод средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования, в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с уведомлением Пенсионного фонда Российской Федерации о передаче средств (части средств) материнского (семейного) капитала в связи с отказом застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии или в случае смерти застрахованного лица;
- принимает меры по обеспечению полной и своевременной уплаты вкладчиками пенсионных взносов;
- осуществляет контроль за исполнением своих обязательств перед участниками;
- осуществляет все необходимые мероприятия для обеспечения сохранности конфиденциальной информации;
- предоставляет в установленном Банком России порядке информацию о своей деятельности;
- осуществляет другие функции, направленные на достижение целей деятельности, предусмотренных настоящим Уставом.
2.4. Фонд вправе самостоятельно осуществлять ведение пенсионных счетов либо заключать договоры на оказание услуг по ведению пенсионных счетов с иными организациями.
3. СОБСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО ФОНДА. ПЕНСИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ И ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ
3.1. Собственное имущество Фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности Фонда, а также пенсионные резервы и пенсионные накопления.
3.2. Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности Фонда, составляет принадлежащие ему на праве собственности денежные средства, в том числе в иностранной валюте, ценные бумаги, недвижимое имущество, иные ценности и имущество, необходимые для осуществления уставных целей.
3.3. В отношении имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, Фонд вправе по своему усмотрению совершать любые действия, не противоречащие закону или иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другим образом, распоряжаться им иным способом.
3.4. Имуществом, предназначенным для обеспечения уставной деятельности Фонда, также является имущество создаваемых им хозяйственных обществ и предприятий в соответствии с его долевым участием.
3.5. Для осуществления своих уставных целей Фонд вправе на договорных началах использовать имущество, предоставленное ему в пользование юридическими и физическими лицами.
3.6. Пенсионные резервы создаются Фондом для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками.
Пенсионные накопления формируются Фондом для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами.
3.7. Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет:
- пенсионных взносов;
- дохода Фонда от размещения пенсионных резервов;
- целевых поступлений;
- части имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, в случае направления этого имущества на покрытие отрицательного результата от размещения пенсионных резервов по решению совета Фонда.
3.8. Пенсионные накопления формируются за счет:
- досрочно выплаченных из Пенсионного фонда Российской Федерации в Фонд по заявлению застрахованного лица и еще не переданных управляющей компании средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, включая страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а также дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица, и взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации для последующей передачи в Фонд;
- средств, переданных Фондом в доверительное управление управляющей компании в соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", включая чистый финансовый результат от реализации активов, изменения рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счет переоценки на отчетную дату;
- средств, поступивших в Фонд от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам или их правопреемникам и еще не направленных на выплату накопительной части трудовой пенсии;
- средств, переданных в Фонд предыдущим страховщиком (фондом) в связи с заключением застрахованным лицом с Фондом договора об обязательном пенсионном страховании в установленном Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" порядке;
- средств, поступивших в Фонд от управляющих компаний для передачи в Пенсионный фонд Российской Федерации или другой фонд в соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" и еще не переданных в Пенсионный фонд Российской Федерации или другие фонды;
- части имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, в случае направления этого имущества на покрытие отрицательного результата от инвестирования пенсионных накоплений по решению совета Фонда.
3.9. Фонд принимает в качестве пенсионных взносов денежные средства.
3.10. Пенсионные резервы создаются по каждому виду пенсионных обязательств в размерах, достаточных для обеспечения покрытия этих обязательств. Нормативный размер пенсионных резервов устанавливается Банком России 6 .
3.11. В целях сохранения и прироста пенсионных резервов и накоплений Фонд осуществляет размещение средств пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений. Размещение пенсионных резервов и инвестирование пенсионных накоплений осуществляются на принципах учета надежности ценных бумаг, сохранности, ликвидности, доходности и диверсификации в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
3.12. Размещение средств пенсионных резервов осуществляется Фондом самостоятельно, а также через управляющую компанию (управляющие компании), имеющую (имеющие) необходимые разрешения (лицензии), которая (которые) должна (должны) способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации, обеспечить возврат переданных ей (им) Фондом пенсионных резервов по договорам доверительного управления и иным договорам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Договор с управляющей компанией должен соответствовать условиям, утвержденным Банком России, согласно требованиям законодательства Российской Федерации.
3.13. Размещение средств пенсионных резервов в государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и иные объекты инвестирования может осуществляться Фондом самостоятельно 7 .
3.14. Передача средств пенсионных накоплений управляющей компании (управляющим компаниям) производится Фондом исключительно на основании договора (договоров) доверительного управления в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" и Федерального закона от 24.07.2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".
Передача средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений в доверительное управление не влечет перехода права собственности на них к управляющей компании (управляющим компаниям).
3.15. Оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги, в которые размещены средства пенсионных резервов и средства пенсионных накоплений, а также ежедневный контроль за соблюдением Фондом и управляющей компанией (управляющими компаниями) ограничений на размещение средств пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений, правил размещения средств пенсионных резервов и требований по инвестированию средств пенсионных накоплений, состава и структуры пенсионных резервов, которые установлены законодательными и другими нормативными правовыми актами, а также инвестиционными декларациями управляющих компаний, осуществляются специализированным депозитарием Фонда на основании договора об оказании услуг специализированного депозитария.
3.16. Доход, полученный от размещения пенсионных резервов, направляется на пополнение пенсионных резервов и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда.
3.17. Доход, полученный от инвестирования средств пенсионных накоплений, направляется на пополнение средств пенсионных накоплений и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда.
Доход, полученный от инвестирования средств выплатного резерва, направляется на пополнение средств выплатного резерва и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.
3.18. На формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, не может направляться более 15 (пятнадцати) процентов дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов, и более 15 (пятнадцати) процентов дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, после вычета вознаграждения управляющей компании (управляющим компаниям) и специализированному депозитарию.
3.19. Для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками Фонд создает страховой резерв в размере и порядке, устанавливаемых Банком России 8 .
Страховой резерв может быть сформирован за счет следующих источников:
1) части дохода от размещения средств пенсионных резервов;
2) целевых поступлений на формирование страхового резерва;
3) части пенсионных взносов.
3.20. На средства пенсионных резервов не может быть обращено взыскание по долгам Фонда (за исключением долгов Фонда перед его участниками), вкладчиков, страхователей, управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и иных третьих лиц, включая застрахованных лиц и участников, к ним также не могут применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества.
4. ИМУЩЕСТВО, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТАВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА
4.1. Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности Фонда, формируется за счет:
4.1.1. Совокупного вклада учредителей (вклада учредителя).
4.1.2. Целевых взносов вкладчиков, части дохода Фонда от размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.
4.1.3. Части сумм пенсионных взносов, если право Фонда на направление части соответствующих взносов на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, и покрытие административных расходов предусмотрено правилами Фонда и соответствующим договором. При этом предельный размер части суммы пенсионного взноса не может превышать 3 (трех) процентов суммы взноса.
4.1.4. Дохода Фонда от использования, в том числе размещения, имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда.
4.1.5. Благотворительных взносов и других законных поступлений.
4.2. В целях обеспечения защиты прав участников и застрахованных лиц совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) Фонда на день подачи Фондом документов в уполномоченный федеральный орган для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, внесенный в Фонд денежными средствами, составляет _____ (__________) рублей 9 .
5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕДИТЕЛЕЙ ФОНДА
5.1. Каждый из учредителей обладает правами участия в управлении деятельностью Фонда (далее - "права участия") в объеме, пропорциональном количеству принадлежащих ему решающих голосов в Совете Фонда.
5.2. Учредители Фонда имеют право:
- участвовать в управлении делами Фонда, в том числе избирать и быть избранными в Совет Фонда и Ревизионную комиссию;
- вносить предложения о включении вопросов в повестку дня заседания Совета Фонда путем подачи письменного заявления в Совет Фонда не позднее чем за _____ (__________) дня(ей) до его созыва;
- получать оперативную и другую информацию о деятельности Фонда, знакомиться с его бухгалтерской, налоговой и специальной отчетностью на основании официального письменного запроса, получать годовые отчеты о деятельности Фонда;
- использовать все достижения Фонда в сфере негосударственного пенсионного обеспечения, включая образцы договоров, информационные данные, методические рекомендации, нормативы и стандарты, пенсионные технологии, компьютерные программы, ноу-хау и т.п.;
- выйти из состава учредителей Фонда в порядке, предусмотренном настоящим Уставом;
- передать свои права участия (их часть) своему правопреемнику;
- передать с согласия всех остальных учредителей свои права участия (их часть) другому учредителю Фонда либо третьему лицу.
5.3. Учредители Фонда обязаны:
- соблюдать требования Устава и других нормативных документов, составляющих правовую основу функционирования Фонда и его органов;
- содействовать развитию и участвовать в деятельности Фонда в соответствии с требованиями Устава и решениями Совета Фонда;
- не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности Фонда;
- принимать участие в заседаниях Совета Фонда и исполнять его решения;
- действовать от имени Фонда исключительно в рамках предоставленных соответствующим органом Фонда полномочий;
- не осуществлять без согласия остальных учредителей от своего имени и в своих интересах или интересах третьих лиц деятельность, однородную с той, которая составляет основной предмет деятельности Фонда;
- возмещать Фонду ущерб, причиненный своими действиями.
6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВКЛАДЧИКОВ, УЧАСТНИКОВ ФОНДА, ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ И СТРАХОВАТЕЛЕЙ. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ФОНДА ПЕРЕД СВОИМИ УЧАСТНИКАМИ
6.1. Права и обязанности вкладчиков, участников Фонда, застрахованных лиц и страхователей определяются законодательством Российской Федерации, правилами Фонда и пенсионным договором.
6.2. Вкладчики имеют право:
- требовать от Фонда исполнения обязательств Фонда по пенсионному договору в полном объеме;
- представлять перед Фондом свои интересы и интересы своих участников, обжаловать действия Фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- требовать от Фонда выплаты выкупных сумм или их перевода в другой фонд в соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", правилами Фонда и пенсионным договором.
6.3. Участники имеют право:
- требовать от Фонда исполнения обязательств Фонда по выплате негосударственных пенсий в соответствии с условиями пенсионного договора;
- получать негосударственную пенсию в соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", условиями пенсионного договора, правилами Фонда и выбранной пенсионной схемой при возникновении пенсионного основания;
- требовать от Фонда изменения условий негосударственного пенсионного обеспечения в соответствии с правилами Фонда и условиями пенсионного договора;
- требовать от Фонда выплаты выкупных сумм или их перевода в другой фонд в соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", правилами Фонда и условиями пенсионного договора;
- получать в Фонде информацию о состоянии своего именного пенсионного счета.
6.4. Вкладчики обязаны уплачивать взносы исключительно денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами Фонда и пенсионным договором.
6.5. Вкладчики и участники обязаны сообщать Фонду об изменениях, влияющих на исполнение ими своих обязательств перед Фондом.
6.6. Вкладчики и участники Фонда имеют право осуществлять надзор за деятельностью Фонда посредством участия в работе Попечительского совета Фонда в порядке, предусмотренном Положением о Попечительском совете Фонда.
6.7. Вкладчики и участники могут иметь иные права и обязанности, предусмотренные настоящим Уставом, Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правилами Фонда и пенсионными договорами.
6.8. Застрахованные лица имеют право:
6.8.1. Требовать от Фонда исполнения обязательств по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с условиями договора об обязательном пенсионном страховании.
6.8.2. Получать накопительную часть трудовой пенсии по старости и (или) срочную пенсионную выплату в соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральным законом от 30.11.2011 N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", страховыми правилами Фонда и условиями договора об обязательном пенсионном страховании при возникновении пенсионного основания.
6.8.3. Получать в Фонде по своим обращениям способом, указанным ими при обращении, бесплатно 1 (один) раз в год информацию о состоянии своих пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии (указанная информация может быть направлена в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", а также иным способом, в том числе почтовым отправлением).
6.8.4. В порядке, установленном Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" и другими федеральными законами, но не чаще 1 (одного) раза в год заключать новый договор об обязательном пенсионном страховании с другим фондом или подавать заявление о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации.
6.8.5. Требовать от Фонда перевода средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования, в Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с отказом от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии.
6.8.6. Получить единовременную выплату в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если застрахованное лицо, получающее трудовую пенсию по инвалидности или трудовую пенсию по случаю потери кормильца либо получающее пенсию по государственному пенсионному обеспечению, не приобрело право на установление трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа при условии достижения возраста, указанного Федеральным законом от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
6.8.7. Получить единовременную выплату в случае, если размер накопительной части трудовой пенсии по старости в случае ее назначения составил бы 5 (пять) процентов и менее по отношению к размеру трудовой пенсии по старости (включая страховую и накопительную части), рассчитанному на дату назначения накопительной части трудовой пенсии по старости, при условии достижения возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (в том числе досрочно) в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
6.9. Права и обязанности страхователей по уплате страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии определяются Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
6.10. Фонд обязан:
- осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим Уставом и законодательством Российской Федерации;
- знакомить вкладчиков, участников и застрахованных лиц с правилами Фонда и со всеми вносимыми в них изменениями и дополнениями;
- осуществлять учет своих обязательств перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами в форме ведения пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, а также осуществлять учет средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений;
- бесплатно предоставлять 1 (один) раз в год вкладчикам, участникам и застрахованным лицам по их обращению способом, указанным ими при обращении, информацию о состоянии их пенсионных счетов в течение 10 (десяти) дней со дня обращения (указанная информация может быть направлена в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", а также иным способом, в том числе почтовым отправлением);
- выплачивать негосударственные пенсии или выкупные суммы в соответствии с условиями пенсионных договоров;
- переводить по поручению вкладчика или участника выкупную сумму в другой фонд в соответствии с условиями пенсионного договора;
- не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков, участников и застрахованных лиц;
- заключить со специализированным депозитарием договор на оказание Фонду услуг специализированного депозитария не позднее даты заключения первого пенсионного договора (договора об обязательном пенсионном страховании).
6.11. Фонд не вправе принимать на себя поручительство за исполнение обязательств третьими лицами, отдавать в залог средства пенсионных резервов и средства пенсионных накоплений, выступать в качестве учредителя в организациях, организационно-правовая форма которых предполагает полную имущественную ответственность учредителей (учредителя), выпускать ценные бумаги. Сделки, совершенные с нарушением указанных требований, являются ничтожными.
6.12. Фонд обязан предоставлять участникам, вкладчикам и застрахованным лицам информацию, затрагивающую их интересы.
6.13. Фонд не вправе передавать третьим лицам, за исключением правопреемников участников и застрахованных лиц, а также организаций, которые в соответствии с договором осуществляют ведение пенсионных счетов, если указание на такие организации содержится в Правилах Фонда, конфиденциальные сведения.
К указанным сведениям относится информация, полученная в процессе сбора, хранения, передачи и использования сведений, содержащихся в пенсионных счетах негосударственного пенсионного обеспечения, пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии, а также при выплате негосударственной пенсии, накопительной части трудовой пенсии по старости, осуществлении срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты, выплатах (переводе) выкупных сумм и выплатах правопреемникам.
Указанная информация может быть передана третьим лицам только по требованию следственных, судебных, налоговых органов и уполномоченного федерального органа в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
6.14. Фонд уведомляет уполномоченный федеральный орган о заключении, об изменении договоров или о прекращении их действия с управляющей компанией и специализированным депозитарием, а также договоров на проведение обязательного аудита и актуарием об актуарном оценивании деятельности Фонда в течение 3 (трех) рабочих дней с даты наступления указанных событий.
6.15. Фонд обязан использовать при взаимодействии с управляющей компанией, специализированным депозитарием, профессиональными участниками рынка ценных бумаг документы, в которых информация представлена в электронно-цифровой форме с электронной цифровой подписью.
6.16. Фонд обязан предоставить всем заинтересованным лицам по их требованию по месту нахождения Фонда и его обособленных подразделений соответственно следующие документы и информацию:
- Устав Фонда, его пенсионные правила, страховые правила, а также полный текст зарегистрированных изменений и дополнений в них;
- бухгалтерскую (финансовую) отчетность, аудиторское и актуарное заключения, составленные на последнюю отчетную дату;
- полное и (или) сокращенное фирменное наименование управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария Фонда, а также номера их лицензий;
- формы договоров негосударственного пенсионного обеспечения по каждой пенсионной схеме;
- форму договора обязательного пенсионного страхования и заявления застрахованного лица;
- информацию, раскрываемую Фондом в соответствии с требованиями закона, пенсионными и страховыми правилами.
6.17. Фонд несет установленную законодательством Российской Федерации имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств перед вкладчиками, участниками или третьими лицами.
7. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФОНДА И КОНТРОЛЯ ЗА ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
7.1. Высшим органом управления Фонда является Совет Фонда. Совет Фонда осуществляет общее руководство деятельностью Фонда.
7.2. Оперативное руководство текущей деятельностью и ведение дел Фонда осуществляет Исполнительная дирекция, возглавляемая Исполнительным директором, назначаемым Советом Фонда.
7.3. Контроль за деятельностью Фонда осуществляют Ревизионная комиссия и Попечительский совет.
7.4. В Фонде организован внутренний контроль за соответствием его деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих указанные виды деятельности.
7.5. Фонд должен обеспечить постоянное оперативное управление своей деятельностью. В случае приостановления полномочий или освобождения от должности Исполнительного директора Фонд обязан одновременно с принятием указанного решения принять решение о назначении (избрании) лица, осуществляющего функции Исполнительного директора.
8. СОВЕТ ФОНДА
8.1. Совет Фонда состоит из представителей учредителей и вкладчиков.
8.2. Представителем учредителя в Совете Фонда является лицо, которое на основании учредительных документов учредителя и/или иных предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации документов обладает полномочиями действовать от имени учредителя. При невозможности участия представителя в заседании Совета Фонда представитель вправе передавать свои полномочия по участию в заседаниях Совета Фонда любым другим лицам посредством оформления соответствующей доверенности.
Доверенность на право представления данного учредителя на заседаниях Совета Фонда может быть предоставлена Председателю Совета Фонда или другому члену Совета Фонда.
Исполнительный директор, главный бухгалтер и Председатель Попечительского совета Фонда входят в Совет Фонда по должности.
8.3. Заседания Совета Фонда могут быть годовыми, очередными - для решения текущих вопросов деятельности Фонда, решение которых является исключительной компетенцией Совета Фонда, и чрезвычайными - для безотлагательного решения существенных вопросов деятельности Фонда. Между двумя заседаниями Совета Фонда не может пройти более _____ (__________) месяца(ев). Заседания Совета Фонда, на которых заслушивается отчет Исполнительного директора и утверждается баланс Фонда, проводятся не позднее _____ (__________) месяца(ев) после завершения календарного (финансового) года.
8.4. Заседание Совета Фонда правомочно, если на нем присутствуют члены Совета Фонда, обладающие в совокупности более чем половиной от общего числа голосов, за исключением заседания, в повестку дня которого внесен вопрос о реорганизации или ликвидации Фонда, для решения которого требуется присутствие членов Совета Фонда, обладающих в совокупности не менее чем _____ (__________) голосов от общего числа голосов, которыми обладают члены Совета Фонда.
8.5. Решения на Совете Фонда принимаются простым большинством голосов исходя из общего количества решающих голосов, которыми обладают присутствующие на заседании. Решения по вопросам реорганизации Фонда принимаются квалифицированным большинством в _____ (__________) голосов исходя из общего количества решающих голосов всех членов Совета независимо от их присутствия на заседании Совета Фонда (вариант: единогласно).
8.6. На первом заседании Совет Фонда избирает Председателя Совета Фонда, его заместителя (заместителей) сроком не более чем на _____ (__________) год(а) (лет) с правом последующего их переизбрания, а также назначает Исполнительного директора Фонда.
8.7. Заседания Совета Фонда созываются Председателем Совета Фонда, а в случае его отсутствия либо невозможности исполнения своих обязанностей - его заместителем.
8.8. Внеочередные заседания Совета Фонда могут созываться по требованию членов Совета Фонда, обладающих не менее чем 1/3 (одной третьей) голосов от общего числа голосов, которыми обладают члены Совета Фонда, а также по требованию Исполнительного директора или Председателя Попечительского совета.
8.9. Уведомление о предстоящем заседании Совета Фонда и повестка дня рассылаются членам Совета Фонда не позднее чем за _____ (__________) дня(ей) до даты проведения.
8.10. Организационное обеспечение заседаний Совета Фонда, а также подготовку повестки дня осуществляет Исполнительная дирекция. Члены Совета Фонда могут по своему усмотрению изменять на заседании Совета Фонда предложенную Исполнительной дирекцией повестку дня и включать в нее любые вопросы, относящиеся к деятельности Фонда.
8.11. В случае если заседание Совета Фонда не состоялось из-за отсутствия кворума, то следующее заседание назначается через _____ (__________) дня(ей) после несостоявшегося. Повторное заседание Совета Фонда правомочно при любом числе участников, но может решать вопросы только первоначальной повестки дня.
8.12. В период между заседаниями Совета Фонда Председатель Совета Фонда, а во время его отсутствия - заместитель Председателя Совета Фонда, выполняет функции Совета Фонда, за исключением функций, относящихся к исключительной компетенции Совета Фонда.
8.13. Решения Совета Фонда фиксируются в протоколе заседания, подписываемом Председателем Совета Фонда, а в случае его отсутствия - заместителем Председателя Совета Фонда и секретарем заседания.
8.14. Совет Фонда имеет право принимать решения по любым вопросам деятельности Фонда. К исключительной компетенции Совета Фонда относятся:
- внесение изменений и дополнений к Уставу Фонда;
- утверждение Правил Фонда;
- утверждение Положения о региональных представительствах и филиалах Фонда;
- определение основных требований к управлению и принципам размещения собственного имущества Фонда, включая пенсионные резервы;
- определение основных направлений деятельности Фонда, принципов формирования и использования собственного имущества Фонда;
- решение вопросов о создании и ликвидации представительств и филиалов Фонда и утверждение Положений об их деятельности;
- решение вопросов об участии Фонда в других организациях;
- избрание и досрочный отзыв Председателя Совета Фонда и его заместителей;
- утверждение Положений об Исполнительной дирекции, Попечительском совете и Ревизионной комиссии Фонда, а также Правил организации и осуществления внутреннего контроля;
- назначение и досрочное снятие с должности Исполнительного директора Фонда или лица, исполняющего его функции в соответствии с настоящим Уставом, его заместителей, членов Исполнительной дирекции Фонда и главного бухгалтера Фонда;
- определение численности и состава Ревизионной комиссии Фонда, избрание и досрочный отзыв ее Председателя и членов комиссии;
- назначение на должность и досрочное освобождение от должности Руководителя и сотрудников Службы внутреннего контроля;
- утверждение размера и порядка использования средств на содержание аппарата и обеспечение деятельности Фонда;
- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса Фонда по докладу Исполнительной дирекции с учетом заключения Ревизионной комиссии;
- принятие решений о привлечении к ответственности должностных лиц Фонда;
- принятие решения о приеме в состав учредителей Фонда новых кандидатов, а также об исключении из состава учредителей Фонда;
- принятие решения о реорганизации Фонда, утверждение передаточного акта или разделительного баланса.
Совет может определять другие вопросы деятельности Фонда как относящиеся к его исключительной компетенции.
8.15. Члены Совета получают вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей. Вознаграждение членов Совета устанавливается учредителями Фонда в размере _____ (__________) рублей.
9. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДИРЕКЦИЯ
9.1. Исполнительная дирекция Фонда осуществляет оперативное управление деятельностью Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Фонда и Положением об Исполнительной дирекции, утверждаемым Советом Фонда.
9.2. Исполнительную дирекцию Фонда возглавляет Исполнительный директор.
Исполнительный директор назначается Советом Фонда и действует в соответствии с положениями настоящего Устава и контракта, который от имени Фонда подписывает с ним Председатель Совета Фонда на срок не менее _____ (__________) год(а) (лет).
Исполнительный директор Фонда должен иметь опыт работы на руководящих должностях в фондах, страховых компаниях или иных финансовых организациях не менее 3 (трех) лет, высшее юридическое или финансово-экономическое образование (при наличии иного образования - специальную профессиональную подготовку). Кроме того, квалификация Исполнительного директора должна соответствовать квалификационным требованиям, устанавливаемым Банком России 10 .
9.3. Исполнительная дирекция осуществляет непосредственное управление текущей деятельностью Фонда и имеет право принимать решения по всем вопросам деятельности Фонда, не относящимся к компетенции Совета Фонда, в том числе таким как:
- определение внутренней структуры (состава и порядка взаимодействия функциональных подразделений) Фонда, утверждение Положения о ней;
- определение численности, размера и условий оплаты труда должностных лиц и персонала Фонда, включая его обособленные подразделения - филиалы и представительства;
- установление Правил внутреннего трудового распорядка, включая требования техники безопасности и охраны труда;
- по другим вопросам в соответствии с настоящим Уставом и решениями Совета Фонда, исполнение которых необходимо для осуществления уставной деятельности Фонда.
9.4. Исполнительный директор Фонда в силу своей компетенции:
- определяет численность и формирует состав Исполнительной дирекции;
- осуществляет оперативное руководство работой Фонда в соответствии с целями и задачами настоящего Устава, а также решениями Совета Фонда и Исполнительной дирекции;
- без доверенности действует от имени Фонда, представляет его во всех учреждениях, организациях и на предприятиях, открывает в банках текущий (расчетный) и иные счета, выдает доверенности;
- самостоятельно заключает договоры и контракты;
- обеспечивает организацию и осуществление бухгалтерского, финансового и иного учета и отчетности Фонда;
- утверждает штатное расписание Фонда;
- поощряет работников и налагает на них взыскания в соответствии с Правилами внутреннего распорядка и действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
- нанимает и увольняет работников Фонда в соответствии со штатным расписанием, подписывает с ними трудовые договоры (контракты);
- издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения работниками Фонда;
- утверждает Положения о филиалах и представительствах Фонда;
- обеспечивает оплату обоснованных издержек в отношении экспертов и консультантов по юридическим, экономическим, инвестиционным, бухгалтерским и другим вопросам и прочих обоснованных расходов, включающих налоги, транспортные расходы, страхование, аренду, снабжение, банковский процент, заработную плату работников и все прочие обоснованные затраты и издержки, связанные с деятельностью Фонда;
- организует подготовку необходимых материалов и предложений для рассмотрения Советом Фонда и Исполнительной дирекцией и обеспечивает выполнение принятых ими решений;
- самостоятельно в пределах полномочий, установленных Советом Фонда, распоряжается средствами Фонда для достижения целей и решения задач, оговоренных в Уставе, в том числе для безусловного выполнения обязательств Фонда перед его вкладчиками и участниками;
- совершает любые другие действия, необходимые для обеспечения деятельности Фонда в соответствии с целями настоящего Устава и положениями федеральных законов, за исключением тех, которые прямо закреплены за Советом Фонда и его Председателем.
10. РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ
10.1. Оперативный контроль за деятельностью Исполнительной дирекции Фонда осуществляет Ревизионная комиссия.
Ревизионная комиссия избирается Советом Фонда из числа представителей учредителей Фонда и должностных лиц Фонда сроком на _____ (__________) год(а) (лет).
В состав Ревизионной комиссии не могут быть избраны члены Совета Фонда и Исполнительной дирекции. Число членов Ревизионной комиссии определяется решением Совета Фонда, но не может быть менее _____ (__________) человек.
10.2. Ревизионная комиссия осуществляет проверку деятельности служб и органов Фонда по решению Совета Фонда, требованию не менее _____ (__________) членов Совета Фонда, требованию Попечительского совета Фонда, а также по собственной инициативе.
10.3. Ревизионная комиссия имеет право:
- производить полную или частичную ревизию финансовой деятельности Фонда;
- проводить проверку поступлений взносов на именные пенсионные счета участников Фонда, их персонифицированного учета, использования пенсионных резервов, правильности выплаты негосударственных пенсий;
- контролировать правильность определения ущерба, нанесенного Фонду неправомерными действиями его работников, и ходатайствовать перед Советом Фонда о привлечении этих лиц к материальной ответственности;
- требовать от работников Фонда представления всех необходимых документов и личных объяснений;
- совершать другие действия, направленные на предотвращение нанесения ущерба Фонду, его учредителям, вкладчикам и участникам.
10.4. Ревизионная комиссия представляет результаты проверок Совету Фонда, его Председателю, Попечительскому совету, а также Исполнительной дирекции.
10.5. За _____ (__________) дня(ей) до созыва годового заседания Совета Фонда Ревизионная комиссия представляет Председателю Совета Фонда свое заключение к ежегодному отчету Исполнительной дирекции и балансу Фонда, обобщающее и отражающее результаты проверок, если они проводились в отчетном периоде.
10.6. Ревизионная комиссия обязана потребовать созыва чрезвычайного заседания Совета Фонда, если возникла серьезная угроза интересам Фонда, его учредителей, вкладчиков или участников.
11. ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
11.1. Попечительский совет Фонда является органом, осуществляющим надзор за деятельностью Фонда.
Попечительский совет формируется из полномочных представителей вкладчиков, участников Фонда, застрахованных лиц, которым при принятии решений принадлежит не менее 50 (пятидесяти) процентов голосов, а также других лиц.
Порядок формирования, персональный состав и сроки полномочий Попечительского совета определяются Положением о Попечительском совете Фонда, утверждаемым Советом Фонда.
11.2. Возглавляет Попечительский совет избираемый им из своего состава Председатель Попечительского совета, являющийся также по должности представителем Попечительского совета в Совете Фонда.
11.3. К компетенции Попечительского совета относятся:
- контроль за деятельностью Фонда и его органов в порядке, определяемом настоящим Уставом, Положением о Попечительском совете и другими документами и локальными нормативными актами Фонда;
- созыв и проведение Общих собраний вкладчиков и участников Фонда или их представителей;
- получение информации о деятельности Фонда;
- участие в разработке и согласовании локальных нормативных актов Фонда, в том числе пенсионных правил Фонда, типовых договоров с вкладчиками и участниками, договоров с управляющими;
- представление по его поручению интересов вкладчиков и участников Фонда в его взаимоотношениях с третьими лицами, а также государственными органами;
- выполнение иных функций, определенных Положением о Попечительском совете Фонда и решениями Совета Фонда.
11.4. Члены Попечительского совета исполняют свои обязанности безвозмездно.
12. ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА
12.1. Внутренний контроль за соответствием деятельности Фонда по негосударственному пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих указанные виды деятельности, осуществляет Служба внутреннего контроля.
Контролер, руководитель и сотрудники Службы внутреннего контроля, которые осуществляют внутренний контроль, назначаются на должность и освобождаются от должности советом директоров (наблюдательным советом) фонда.
Служба внутреннего контроля независима от Исполнительной дирекции и подотчетна Совету Фонда.
12.2. Руководитель службы внутреннего контроля должен иметь высшее профессиональное образование и соответствовать установленным Банком России квалификационным требованиям. Руководителем и сотрудниками службы внутреннего контроля, которые осуществляют внутренний контроль, не могут являться:
лицо, осуществляющее функции Исполнительного директора Фонда;
работники управляющей компании, специализированного депозитария, юридического лица, с которым заключен договор на проведение оценки имущества фонда, аудиторской организации, с которой заключен договор на проведение обязательного аудита, а также лица, привлекаемые указанными организациями для выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам, и оценщик фонда - физическое лицо;
аффилированные лица управляющей компании, специализированного депозитария и аудиторской организации, с которой заключен договор на проведение обязательного аудита, а также лица, с которыми заключен договор на проведение оценки имущества Фонда;
лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа или входили в состав коллегиального исполнительного органа управляющей компании, специализированного депозитария, акционерного инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации или негосударственного пенсионного фонда в момент совершения этими организациями нарушения, за которое у них были аннулированы лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, если с момента такого аннулирования прошло менее трех лет;
лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
лица, имеющие судимость за умышленные преступления.
12.3. Правила организации и осуществления внутреннего контроля утверждаются Советом Фонда и должны соответствовать требованиям уполномоченного федерального органа 11 . Правила внутреннего контроля и изменения и дополнения к ним подлежат регистрации в уполномоченном федеральном органе. Регистрация указанных правил осуществляется при предоставлении лицензии, а регистрация изменений и дополнений к ним - в порядке и сроки, которые установлены Банком России.
13. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
13.1. Фонд ведет бухгалтерский учет и представляет бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, установленном Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Особенности порядка осуществления бухгалтерского учета операций Фонда устанавливаются действующим законодательством Российской Федерации.
13.2. Фонд обязан при ведении бухгалтерского учета не допускать смешения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, имущества, составляющего пенсионные резервы, и имущества, составляющего средства пенсионных накоплений.
13.3. Фонд ведет учет средств пенсионных резервов, средств пенсионных накоплений и соответствующих выплат отдельно по негосударственному пенсионному обеспечению и отдельно по обязательному пенсионному страхованию, включая отдельный аналитический учет средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленный на формирование накопительной части трудовой пенсии.
13.4. Фонд обязан обеспечивать сохранность документов по пенсионным счетам негосударственного пенсионного обеспечения в течение 3 (трех) лет начиная со дня исполнения своих обязательств по пенсионному договору.
Фонд обязан обеспечивать сохранность документов по пенсионным счетам накопительной части трудовой пенсии в течение всей жизни застрахованного лица, а после его смерти - в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13.5. Фонд представляет отчеты о своей деятельности в сроки и по форме, которые установлены Банком России 12 . Отчетным годом Фонда является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
13.6. Фонд представляет в уполномоченный федеральный орган заключение по результатам актуарного оценивания, проводимого актуарием по окончании отчетного года. Указанное заключение является неотъемлемой частью годового отчета Фонда.
13.7. Фонд обязан ежегодно по итогам финансового года проводить независимую проверку, для проведения которой привлекается аудиторская организация, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
13.8. Главный бухгалтер Фонда должен иметь опыт работы по специальности не менее 3 (трех) лет, высшее профессиональное образование.
14. РЕОРГАНИЗАЦИЯ ФОНДА
14.1. Прекращение деятельности Фонда может осуществляться в виде реорганизации путем его слияния, присоединения, разделения или выделения.
Реорганизация Фонда, включая порядок согласования процедуры реорганизации Фонда и информирования заинтересованных лиц о проводимой реорганизации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" с учетом требований Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Реорганизация в форме, предполагающей создание нового (новых) фонда (фондов) (выделения, разделения, слияния), осуществляется с учетом особенностей, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
14.2. Решение о реорганизации принимается Советом Фонда по согласованию с Банком России при условии неухудшения условий негосударственного пенсионного обеспечения участников и обязательного пенсионного страхования застрахованных лиц в соответствии с аудиторским и актуарным заключением.
14.3. Фонд считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При реорганизации Фонда в форме присоединения к нему другого фонда первый из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного фонда.
14.4. При реорганизации Фонда все его права и обязанности, включая обязательства перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами, переходят к правопреемнику (правопреемникам) в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом.
14.5. Передаточный акт или разделительный баланс в обязательном порядке должен содержать положения о правопреемстве обязательств Фонда перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами, при этом не допускается ухудшение условий их негосударственного пенсионного обеспечения в результате реорганизации Фонда.
15. ЛИКВИДАЦИЯ ФОНДА
15.1. Ликвидация Фонда влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Решение о ликвидации Фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован:
- если имущества Фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
- если цели Фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей Фонда не могут быть произведены;
- в случае уклонения Фонда в его деятельности от целей, предусмотренных настоящим Уставом;
- в случае несостоятельности (банкротства) Фонда;
- в других случаях, предусмотренных законом.
15.2. При ликвидации Фонда его пенсионные резервы используются для исполнения обязательств по пенсионным договорам, выплаты выкупных сумм, перевода выкупных сумм в другие фонды по выбору вкладчика или участника (их правопреемников), а при отсутствии такого выбора - в фонд (фонды), указанный (указанные) в пенсионных правилах, либо для перевода выкупных сумм в счет уплаты страховых премий по договорам пенсионного страхования участников, заключенным со страховыми организациями, по выбору вкладчика или участника (их правопреемников).
В случае недостаточности пенсионных резервов на указанные цели могут быть использованы средства объединенных гарантийных фондов, участником которых является Фонд, выплаты по договорам страхования, обеспечивающим дополнительные гарантии исполнения обязательств Фонда перед участниками, и (или) выплаты из обществ взаимного страхования, участником которых является Фонд.
15.3. При ликвидации Фонда средства пенсионных накоплений в трехмесячный срок передаются в Пенсионный Фонд Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации 13 .
15.4. При ликвидации Фонда не допускается удовлетворение требований вкладчиков и участников за счет средств пенсионных накоплений и удовлетворение требований застрахованных лиц за счет средств пенсионных резервов.
При ликвидации средства от реализации имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, направляются на удовлетворение требований кредиторов в соответствии с очередностью, установленной законодательством Российской Федерации 14 .
При ликвидации Фонда полномочия по управлению делами Фонда переходят к ликвидационной комиссии, формируемой учредителями (учредителем) Фонда или органом, принявшим решение о ликвидации Фонда, по согласованию с Банком России.
15.5. Ликвидация Фонда считается завершенной, а Фонд - прекратившим существование с момента внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.
16. ФИЛИАЛЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
16.1. Фонд вправе создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в соответствии с решением Совета Фонда.
16.2. Создание Фондом филиалов и открытие представительств на территории иностранных государств осуществляется в соответствии с законодательством этих государств, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
16.3. Филиалом Фонда является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения Фонда и осуществляющее все его функции, в том числе функции представительства, или их часть.
16.4. Представительством Фонда является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения Фонда, представляющее интересы Фонда и осуществляющее их защиту.
16.5. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, наделяются имуществом Фонда и действуют на основе Положения, утвержденного Советом Фонда. Имущество филиала и представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе Фонда.
16.6. Руководители филиалов и представительств назначаются Советом Фонда и действуют на основании доверенности, выданной Исполнительным директором Фонда.
16.7. Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность от имени Фонда. Ответственность за деятельность филиалов и представительств несет Фонд.
17. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ К УСТАВУ
17.1. Изменения и дополнения к Уставу утверждаются Советом Фонда _____ (__________) голосов присутствующих и подлежат государственной регистрации (вариант: единогласно) 15 .
17.2. Государственная регистрация изменений и дополнений к Уставу Фонда осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
17.3. Изменения и дополнения к Уставу Фонда вступают в силу с момента их государственной регистрации.
1 Место нахождения фонда определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа фонда (п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
2 Фонд как некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
3 Предоставление лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию осуществляется в порядке ст. 7.1 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
4 По вопросу о праве негосударственного пенсионного фонда на занятие предпринимательской деятельностью в судебной практике судов общей юрисдикции и арбитражных судов сложилась неоднозначная позиция.
Так, Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 16.02.2001 N 11-Г01-9 указал, что Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", определяя негосударственный пенсионный фонд как особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, не предусматривает каких бы то ни было ограничений по поводу права фонда заниматься предпринимательской деятельностью. Статья 118 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующая правовой статус фондов, никаких исключений или ограничений в отношении негосударственного пенсионного фонда не содержит. Напротив, в ч. 2 ст. 118 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе; фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Указание в Федеральном законе от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" на то, что негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, в связи с этим может свидетельствовать лишь о том, что никакие иные фонды не вправе заниматься вопросами негосударственного пенсионного обеспечения.
Пример противоположной позиции можно встретить в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 16.03.2012 по делу N А40-60571/11-153-531. Суд, ссылаясь на ст. ст. 7 и 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и ст. 2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", пришел к выводу о том, что негосударственные пенсионные фонды в силу особого социально значимого положения обладают специальной правоспособностью. При этом суд, ссылаясь на п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 7 и п. 8 ст. 25 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", пояснил, что законодатель установил специальную, "исключительную", правоспособность в отношении данного вида некоммерческих организаций. Следовательно, негосударственные пенсионные фонды не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а их деятельность по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений к предпринимательской не относится.
5 См. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2005 N 465 "Об утверждении типового Кодекса профессиональной этики негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, и правил согласования Кодексов профессиональной этики негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, с Федеральной службой по финансовым рынкам".
6 Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. В соответствии с п. 9 ст. 25 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" деятельность фондов по размещению пенсионных резервов не относится к предпринимательской.
Пенсионными правилами фонда могут быть предусмотрены формирование, учет и размещение резервов покрытия пенсионных обязательств раздельно по каждой пенсионной схеме. В этом случае резервы покрытия пенсионных обязательств, сформированные в рамках одной пенсионной схемы, не могут использоваться на покрытие обязательств фонда по другим пенсионным схемам. При недостаточности средств пенсионных резервов, сформированных по пенсионной схеме, на покрытие обязательств фонда по данной схеме перед вкладчиками и участниками (их правопреемниками) используются средства страхового резерва (абз. 2 п. 3 ст. 18 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах").
7 Порядок размещения средств пенсионных резервов фонда регулируется Правилами размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2007 N 63.
8 Нормативный размер страхового резерва, порядок его формирования и использования, а также порядок отчисления средств в страховой резерв негосударственного пенсионного фонда установлены Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 18.03.2008 N 08-11/пз-н "Об утверждении Положения о страховом резерве негосударственного пенсионного фонда" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 09.04.2008 N 11508).
9 Минимальный размер собственных средств фонда, рассчитанный в порядке, установленном Банком России, должен составлять не менее 150 миллионов рублей, а с 1 января 2020 года - не менее 200 миллионов рублей (пп. 3 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах").
10 В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" на должность единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа и главного бухгалтера фонда не могут быть назначены (избраны):
- работники управляющей компании, специализированного депозитария, юридического лица, с которым заключен договор на проведение оценки имущества фонда, аудиторской организации, с которой заключен договор на проведение обязательного аудита, а также лица, привлекаемые указанными организациями для выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам, и оценщик фонда - физическое лицо;
- аффилированные лица управляющей компании, специализированного депозитария и аудиторской организации, с которой заключен договор на проведение обязательного аудита, а также лица, с которыми заключен договор на проведение оценки имущества фонда;
- лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа или входили в состав коллегиального исполнительного органа управляющей компании, специализированного депозитария, акционерного инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации или негосударственного пенсионного фонда в момент совершения этими организациями нарушения, за которое у них были аннулированы лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, если с момента такого аннулирования прошло менее трех лет;
- лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
- лица, имеющие судимость за умышленные преступления.
11 Требования к Правилам организации и осуществления внутреннего контроля в негосударственном пенсионном фонде утверждены Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 03.06.2008 N 08-23/пз-н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 01.07.2008 N 11919).
12 Порядок и сроки представления негосударственными пенсионными фондами годовых отчетов и квартальной отчетности утверждены в Приказе Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 30.08.2007 N 07-92/пз-н "Об утверждении Положения о годовом отчете и квартальной отчетности негосударственного пенсионного фонда и Инструкции по их заполнению" (вместе с "Инструкцией по заполнению форм годового отчета и квартальной отчетности негосударственного пенсионного фонда") (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 23.11.2007 N 10535).
13 См. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 55 "Об утверждении Правил передачи пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд или из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации и определения их стоимости".
14 Согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
15 В соответствии с п. 1 ст. 119 Гражданского кодекса Российской Федерации и абз. 6 ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "Об общественных объединениях" уставом фонда может быть не предусмотрена возможность его изменения в таком порядке.
Если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения устава в нем не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью.