Примерная форма экспертного заключения по результатам оценки соответствия содержания образования требованиям федерального компонента государственных образовательных стандартов
Приложение 2 к Методическим рекомендациям
Примерная форма экспертного заключения
по результатам оценки соответствия содержания образования
требованиям федерального компонента государственных
образовательных стандартов
С целью установления соответствия содержания образования требованиям
федерального компонента государственных образовательных стандартов на
основании (указывается основание для проведения экспертизы) проведена
экспертиза
________________________________________________________________
(полное наименование образовательного учреждения)
В ходе проведения проверки проведены следующие мероприятия по контролю:
---------------------------------------------------------------------------
¦ Перечень мероприятий по контролю ¦ Отметка о выполнении ¦
¦ ¦ мероприятия (да/нет) ¦
+--------------------------------------------------+----------------------+
¦Посещение образовательного учреждения ¦ ¦
+--------------------------------------------------+----------------------+
¦Анализ и экспертиза документов и материалов,¦ ¦
¦характеризующих деятельность образовательного¦ ¦
¦учреждения, средств обеспечения образовательного¦ ¦
¦процесса по вопросам, подлежащим проверке ¦ ¦
+--------------------------------------------------+----------------------+
¦Анализ использования в образовательном процессе¦ ¦
¦объектов, необходимых для осуществления¦ ¦
¦образовательной деятельности и средств¦ ¦
¦обеспечения образовательного процесса ¦ ¦
+--------------------------------------------------+----------------------+
¦Анализ результатов текущего контроля успеваемости¦ ¦
¦и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой¦ ¦
¦аттестации выпускников образовательного¦ ¦
¦учреждения ¦ ¦
+--------------------------------------------------+----------------------+
¦Наблюдение за ходом образовательного процесса ¦ ¦
+--------------------------------------------------+----------------------+
¦Проведение бесед с обучающимися, воспитанниками¦ ¦
¦образовательного учреждения, их родителями¦ ¦
¦(законными представителями), работниками¦ ¦
¦образовательного учреждения по вопросам,¦ ¦
¦подлежащим проверке ¦ ¦
+--------------------------------------------------+----------------------+
¦Иное (перечислить) ¦ ¦
---------------------------------------------------+-----------------------
В ходе проведения экспертизы установлено следующее:
---------------------------------------------------------------------------
¦ Используемые показатели ¦ Рассматриваемые ¦ Имеется/ ¦Соответствует ¦
¦ ¦ документы ¦не имеется¦ /не ¦
¦ ¦ ¦ ¦соответствует ¦
+---------------------------+-------------------+----------+--------------+
¦1. Регламентация деятельности образовательного учреждения ¦
+-------------------------------------------------------------------------+
¦Наличие лицензии на¦Лицензия на¦ ¦ ¦
¦осуществление ¦осуществление ¦ ¦ ¦
¦образовательной ¦образовательной ¦ ¦ ¦
¦деятельности, соответствие¦деятельности ¦ ¦ ¦
¦имеющихся в лицензии и¦ ¦ ¦ ¦
¦реализуемых в¦ ¦ ¦ ¦
¦образовательном учреждении¦ ¦ ¦ ¦
¦образовательных программ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------------------+----------+--------------+
¦Наличие свидетельства о¦Свидетельство о ¦ ¦ ¦
¦государственной ¦государственной ¦ ¦ ¦
¦аккредитации, соответствие¦аккредитации, ¦ ¦ ¦
¦аккредитованных ¦лицензия на ¦ ¦ ¦
¦образовательных программ ¦осуществление ¦ ¦ ¦
¦имеющимся в лицензии ¦образовательной ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------------------+----------+--------------+
¦Наличие в Уставе и¦Устав, локальные ¦ ¦ ¦
¦локальных актах¦акты ¦ ¦ ¦
¦образовательного ¦образовательного ¦ ¦ ¦
¦учреждения норм,¦учреждения ¦ ¦ ¦
¦регламентирующих ¦ ¦ ¦ ¦
¦организацию ¦ ¦ ¦ ¦
¦образовательного процесса,¦ ¦ ¦ ¦
¦реализацию образовательных¦ ¦ ¦ ¦
¦программ, основных¦ ¦ ¦ ¦
¦характеристик ¦ ¦ ¦ ¦
¦образовательного процесса;¦ ¦ ¦ ¦
¦их соответствие¦ ¦ ¦ ¦
¦обязательным требованиям ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------------------+----------+--------------+
¦Наличие утвержденного в¦Годовой календарный¦ ¦ ¦
¦установленном порядке¦учебный график, ¦ ¦ ¦
¦годового календарного¦приказы ¦ ¦ ¦
¦учебного графика ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------------------+----------+--------------+
¦2. Соответствие содержания образования требованиям федерального¦
¦компонента государственных образовательных стандартов общего образования¦
¦(ФКГОС) ¦
+-------------------------------------------------------------------------+
¦Наличие основных¦Основные ¦ ¦ ¦
¦образовательных программ¦образовательные ¦ ¦ ¦
¦начального общего,¦программы ¦ ¦ ¦
¦основного общего, среднего¦начального общего,¦ ¦ ¦
¦(полного) общего¦основного общего,¦ ¦ ¦
¦образования ¦среднего (полного)¦ ¦ ¦
¦образовательного ¦общего образования¦ ¦ ¦
¦учреждения, утвержденных в¦образовательного ¦ ¦ ¦
¦установленном порядке¦учреждения, ¦ ¦ ¦
¦образовательным ¦утвержденные в¦ ¦ ¦
¦учреждением ¦установленном ¦ ¦ ¦
¦ ¦порядке ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательным ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждением ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------------------+----------+--------------+
¦Соответствие учебных планов образовательного учреждения обязательным ¦
¦требованиям ¦
+-------------------------------------------------------------------------+
¦Наличие учебных планов, в¦Учебные планы¦ ¦ ¦
¦том числе для обучающихся¦образовательного ¦ ¦ ¦
¦по состоянию здоровья на¦учреждения по всем¦ ¦ ¦
¦дому, очно-заочной¦формам получения¦ ¦ ¦
¦(вечерней), заочной и¦образования (далее¦ ¦ ¦
¦других форм получения¦- учебные планы) ¦ ¦ ¦
¦образования ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------------------+----------+--------------+
¦Соответствие структуры¦Учебные планы ¦ ¦ ¦
¦учебного плана структуре¦ ¦ ¦ ¦
¦федерального базисного¦ ¦ ¦ ¦
¦учебного плана ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------------------+----------+--------------+
¦Соответствие объема¦Учебные планы ¦ ¦ ¦
¦времени, отведенного в¦ ¦ ¦ ¦
¦учебном плане на¦ ¦ ¦ ¦
¦реализацию федерального¦ ¦ ¦ ¦
¦компонента (инвариантную¦ ¦ ¦ ¦
¦часть), регионального¦ ¦ ¦ ¦
¦компонента и компонента¦ ¦ ¦ ¦
¦образовательного ¦ ¦ ¦ ¦
¦учреждения (вариативную¦ ¦ ¦ ¦
¦часть) ¦ ¦ ¦ ¦
¦Для начального и основного¦ ¦ ¦ ¦
¦общего образования -¦ ¦ ¦ ¦
¦соотношение распределения¦ ¦ ¦ ¦
¦федерального, ¦ ¦ ¦ ¦
¦регионального компонентов¦ ¦ ¦ ¦
¦и компонента¦ ¦ ¦ ¦
¦образовательного ¦ ¦ ¦ ¦
¦учреждения ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------------------+----------+--------------+
¦Соответствие предельно¦Учебные планы ¦ ¦ ¦
¦допустимой аудиторной¦ ¦ ¦ ¦
¦учебной нагрузки¦ ¦ ¦ ¦
¦федеральному базисному¦ ¦ ¦ ¦
¦учебному плану ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------------------+----------+--------------+
¦Соответствие наименований¦Учебные планы ¦ ¦ ¦
¦учебных предметов¦ ¦ ¦ ¦
¦федерального компонента¦ ¦ ¦ ¦
¦учебного плана¦ ¦ ¦ ¦
¦федеральному базисному¦ ¦ ¦ ¦
¦учебному плану ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------------------+----------+--------------+
¦Соответствие количества¦Учебные планы ¦ ¦ ¦
¦часов, отведенных на¦ ¦ ¦ ¦
¦изучение каждого учебного¦ ¦ ¦ ¦
¦предмета федерального¦ ¦ ¦ ¦
¦компонента учебного плана¦ ¦ ¦ ¦
¦федеральному базисному¦ ¦ ¦ ¦
¦учебному плану ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------------------+----------+--------------+
¦Учет образовательных¦Документы и¦ ¦ ¦
¦потребностей и запросов¦материалы ¦ ¦ ¦
¦обучающихся и их родителей¦образовательного ¦ ¦ ¦
¦(законных представителей)¦учреждения по¦ ¦ ¦
¦при формировании¦изучению ¦ ¦ ¦
¦компонента ¦образовательных ¦ ¦ ¦
¦образовательного ¦потребностей и¦ ¦ ¦
¦учреждения учебного плана ¦запросов ¦ ¦ ¦
¦ ¦обучающихся, их¦ ¦ ¦
¦ ¦родителей, которые¦ ¦ ¦
¦ ¦использовались при ¦ ¦ ¦
¦ ¦формировании ¦ ¦ ¦
¦ ¦компонента ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательного ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждения учебного¦ ¦ ¦
¦ ¦плана ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------------------+----------+--------------+
¦Соответствие рабочих программ обязательным требованиям ¦
+-------------------------------------------------------------------------+
¦Наличие рабочих программ¦Рабочие программы ¦ ¦ ¦
¦по всем учебным курсам,¦ ¦ ¦ ¦
¦предметам, дисциплинам¦ ¦ ¦ ¦
¦(модулям) учебного плана ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------------------+----------+--------------+
¦Соответствие содержания¦Рабочие программы ¦ ¦ ¦
¦рабочих программ учебных¦ ¦ ¦ ¦
¦предметов федеральному¦ ¦ ¦ ¦
¦компоненту государственных¦ ¦ ¦ ¦
¦образовательных стандартов ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------------------+----------+--------------+
¦Реализация основных¦Основные ¦ ¦ ¦
¦образовательных программ¦образовательные ¦ ¦ ¦
¦начального общего,¦программы ¦ ¦ ¦
¦основного общего, среднего¦начального общего,¦ ¦ ¦
¦(полного) общего¦основного общего,¦ ¦ ¦
¦образования в полном¦среднего (полного)¦ ¦ ¦
¦объеме в соответствии с¦общего образования¦ ¦ ¦
¦учебным планом и графиком¦(учебные планы,¦ ¦ ¦
¦учебного процесса ¦рабочие программы),¦ ¦ ¦
¦ ¦классные журналы,¦ ¦ ¦
¦ ¦расписание занятий,¦ ¦ ¦
¦ ¦годовой календарный¦ ¦ ¦
¦ ¦учебный график ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------------------+----------+--------------+
¦Наличие материалов,¦Основные ¦ ¦ ¦
¦обеспечивающих духовно-¦образовательные ¦ ¦ ¦
¦нравственное развитие,¦программы ¦ ¦ ¦
¦воспитание и качество¦начального общего,¦ ¦ ¦
¦подготовки обучающихся ¦основного общего,¦ ¦ ¦
¦ ¦среднего (полного)¦ ¦ ¦
¦ ¦общего образования ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------------------+----------+--------------+
¦3. Условия реализации основных образовательных программ начального ¦
¦общего, основного общего, среднего (полного) общего образования ¦
+-------------------------------------------------------------------------+
¦Соответствие учебно-¦Учебно-методическая¦ ¦ ¦
¦методического обеспечения¦документация; ¦ ¦ ¦
¦и библиотечно-¦утвержденный список¦ ¦ ¦
¦информационных ресурсов¦учебников, ¦ ¦ ¦
¦обязательным требованиям ¦используемых в¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательном ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессе, наличие¦ ¦ ¦
¦ ¦библиотечно- ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационных ¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсов ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------------------+----------+--------------+
¦Обеспечение открытости и¦Содержание сайта¦ ¦ ¦
¦доступности информации об¦образовательного ¦ ¦ ¦
¦образовательном ¦учреждения в сети¦ ¦ ¦
¦учреждении, создание и¦Интернет; ¦ ¦ ¦
¦ведение официального¦перечень ¦ ¦ ¦
¦сайта образовательного¦электронных ¦ ¦ ¦
¦учреждения в сети Интернет ¦образовательных ¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсов, доступ к¦ ¦ ¦
¦ ¦которым ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечивается ¦ ¦ ¦
¦ ¦обучающимся ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------------------+----------+--------------+
¦Соответствие материально-¦Учебные кабинеты,¦ ¦ ¦
¦технического оснащения¦помещения и¦ ¦ ¦
¦образовательного процесса¦территории для¦ ¦ ¦
¦обязательным требованиям ¦проведения ¦ ¦ ¦
¦ ¦практических и¦ ¦ ¦
¦ ¦лабораторных ¦ ¦ ¦
¦ ¦занятий, ¦ ¦ ¦
¦ ¦оснащенность ¦ ¦ ¦
¦ ¦учебными, ¦ ¦ ¦
¦ ¦лабораторными ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютерными и¦ ¦ ¦
¦ ¦техническими ¦ ¦ ¦
¦ ¦средствами обучения¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------------------+----------+--------------+
¦Соответствие кадрового¦Штатное расписание,¦ ¦ ¦
¦обеспечения ¦договоры, сведения¦ ¦ ¦
¦образовательного процесса¦об ¦ ¦ ¦
¦обязательным требованиям ¦укомплектованности ¦ ¦ ¦
¦ ¦штатов, график¦ ¦ ¦
¦ ¦прохождения курсов¦ ¦ ¦
¦ ¦повышения ¦ ¦ ¦
¦ ¦квалификации ¦ ¦ ¦
¦ ¦педагогических ¦ ¦ ¦
¦ ¦работников, личные¦ ¦ ¦
¦ ¦дела педагогических¦ ¦ ¦
¦ ¦работников, включая¦ ¦ ¦
¦ ¦документы, ¦ ¦ ¦
¦ ¦подтверждающие ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательный ¦ ¦ ¦
¦ ¦ценз и уровень ¦ ¦ ¦
¦ ¦квалификации ¦ ¦ ¦
¦ ¦педагогических ¦ ¦ ¦
¦ ¦работников, ¦ ¦ ¦
¦ ¦аттестационные ¦ ¦ ¦
¦ ¦листы ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------------------+----------+--------------+
¦4. Функционирование системы внутреннего мониторинга качества образования ¦
¦в образовательном учреждении ¦
+-------------------------------------------------------------------------+
¦Наличие системы¦Локальные акты¦ ¦ ¦
¦внутреннего мониторинга¦образовательного ¦ ¦ ¦
¦качества образования в¦учреждения, ¦ ¦ ¦
¦образовательном учреждении ¦регламентирующие ¦ ¦ ¦
¦ ¦систему внутреннего¦ ¦ ¦
¦ ¦мониторинга ¦ ¦ ¦
¦ ¦качества ¦ ¦ ¦
¦ ¦образования в¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательном ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждении ¦ ¦ ¦
----------------------------+-------------------+----------+---------------
По результатам проведения мероприятий по контролю установлено
соответствие (несоответствие) содержания образования требованиям
государственных образовательных стандартов.
В ходе проведения мероприятий по контролю выявлены нарушения
обязательных требований:
---------------------------------------------------------------------------
¦ N ¦ Описание выявленного нарушения ¦ Установленные ¦
¦ п/п ¦ ¦ обязательные требования ¦
¦ ¦ ¦ (пункт, статья закона, ¦
¦ ¦ ¦ нормативного правового ¦
¦ ¦ ¦ акта) ¦
+-----+----------------------------------------+--------------------------+
¦1 ¦ ¦ ¦
+-----+----------------------------------------+--------------------------+
¦2 ¦ ¦ ¦
+-----+----------------------------------------+--------------------------+
¦3 ¦ ¦ ¦
------+----------------------------------------+---------------------------
К экспертному заключению от "__" __________________ 20__ г. прилагаются
заверенные в установленном порядке копии документов образовательного
учреждения, подтверждающие факты нарушений, выявленных в ходе проверки:
---------------------------------------------------------------------------
¦ N ¦ Наименование документа ¦ Количество листов ¦
¦ п/п ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------------------------+-------------------+
¦1 ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------------------------+-------------------+
¦2 ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------------------------+-------------------+
¦3 ¦ ¦ ¦
------+-----------------------------------------------+--------------------
Эксперт (экспертная организация):
___________________________________________________________________________
(подпись, ФИО эксперта) (для экспертной организации - подпись
уполномоченного лица от экспертной организации, полное наименование
экспертной организации)
Реквизиты свидетельства об аккредитации эксперта, экспертной организации
(дата выдачи, номер) с указанием сферы деятельности; наименование органа по
аккредитации, выдавшего свидетельство об аккредитации:
___________________________________________________________________________
"__" ___________ 20__ г.
Источник - Письмо Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680