Квалификационные требования, предъявляемые к педагогическим работникам организаций дополнительного профессионального образования (общие положения)
Квалификационные требования, предъявляемые к педагогическим работникам организаций дополнительного профессионального образования
Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Педагогический работник образовательной организации - высокообразованная, всесторонне развитая личность, обладающая профессиональной компетентностью и способностью к самосовершенствованию.
Педагогический работник образовательной организации должен иметь достаточный уровень профессионального образования, необходимый ему для работы по занимаемой должности.
1. Специальные (профессиональные) знания.
Педагогический работник образовательной организации должен:
а) иметь глубокие теоретические и практические знания в области преподаваемых дисциплин;
б) иметь глубокие знания методического и психолого-педагогического аспектов преподавания дисциплин;
в) разбираться в современных научных и практических проблемах преподаваемых дисциплин;
г) знать и учитывать прогрессивные тенденции, складывающиеся в процессе преподавания дисциплин в настоящее время;
д) иметь обширные знания, необходимые для увязки преподаваемых дисциплин с другими родственными учебными дисциплинами;
е) знать содержание и требования учебных и рабочих программ, а также методических записок к ним.
2. Умения.
Педагогический работник образовательной организации должен уметь:
а) отбирать и интерпретировать учебный материал;
б) максимально использовать в процессе обучения современные образовательные технологии, включая методы активного обучения и аудиовизуальные средства обучения;
в) прививать культуру общения (в том числе профессионального).
Педагогический работник образовательной организации должен стремиться обеспечить успеваемость и сохранность контингента обучающихся, что требует от него постоянного совершенствования педагогического мастерства. Педагогическое мастерство предполагает наличие у него следующих умений:
2.1. Проектировочные умения:
а) умение планировать уроки в соответствии с целью и уровнем обучения:
- подбирать оптимальные приемы и способы обучения (упражнения, задания), адекватные той или иной цели обучения;
- предвидеть результаты планирования;
- отбирать необходимый для урока материал;
- распределять учебный материал;
б) умение анализировать учебную ситуацию и спонтанно выбирать правильное решение;
в) умение делать логические переходы в этапах урока по теме;
г) умение предвидеть и предупреждать утомление обучающихся, затрудняющее усвоение учебного материала.
2.2. Организационные умения:
а) умение организовывать активную работу всех обучающихся в группе;
б) умение распределять задания в соответствии с задачами каждого этапа и основной целью урока с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
в) умение требовать;
г) умение организовывать самостоятельную работу обучающихся дома;
д) умение организовывать внеаудиторную работу.
2.3. Адаптационные умения:
а) умение использовать приемы работы и материал соответственно индивидуальности обучающегося (адаптация к индивидуальности);
б) умение адаптировать свою речь в зависимости от этапа обучения (упрощенная речь на начальных этапах обучения и постепенно усложняющаяся от семестра к семестру);
в) умение контролировать поведение обучающихся во время занятий.
2.4. Коммуникативные умения:
а) умение устанавливать взаимоотношения с группой;
б) умение дифференцировать обучающихся по способностям, уровню обученности;
в) умение быть коммуникабельным;
г) умение настроиться на урок (быть ровным в общении, не показывать своего "настроения") и умение настроить соответствующим образом аудиторию;
д) умение говорить выразительно и эмоционально.
2.5. Перцептивные умения:
а) умение воспринимать новое в методике и претворять методические рекомендации в жизнь;
б) умение воспринимать новое в преподаваемых дисциплинах;
в) умение анализировать как свои уроки, так и уроки своих коллег;
г) умение создавать и оформлять необходимые для учебного процесса наглядные пособия;
д) умение вести научно-методическую работу;
е) постоянно работать над самообразованием и самосовершенствованием;
ж) изучать использование новых технологий в учебном процессе.
3. Личные качества педагогического работника.
Педагогический работник образовательной организации должен:
а) обладать высокой культурой мышления;
б) постоянно развивать свой профессиональный интерес, стремление к самосовершенствованию;
в) развивать память, воображение, особые качества мышления, устную речь;
г) быть оптимистом;
д) быть сдержанным и доброжелательным;
е) иметь опрятный внешний вид;
ж) вести здоровый образ жизни.