Инструкция по охране труда для машиниста маркировочной машины для разметки автомобильных дорог
______________________________________________________________
(наименование организации)
---------------------------------------
¦ Дата ¦Обозначение ¦Отметка об ¦
¦выдачи ¦ (номер) ¦ознакомлении ¦
¦ ¦инструкции ¦ ¦
---------+-------------+---------------
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Наименование должности Наименование должности
руководителя профсоюзного работодателя
либо иного уполномоченного ___________ ____________________
работниками органа (подпись) (Ф.И.О.)
___________ ______________
(подпись) (Ф.И.О.) Дата утверждения
М.П.
Дата согласования
или
СОГЛАСОВАНО
Реквизиты документа,
выражающего мнение
профсоюзного или иного
уполномоченного работниками
органа
ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для машиниста маркировочной машины для разметки автомобильных дорог 1
Настоящая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, а также межотраслевых правил по охране труда и предназначена для машиниста маркировочной машины при выполнении им работ согласно профессии и квалификации с учетом условий его работы в конкретной организации - _______________________.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К работе и управлению маркировочными машинами допускаются водители, достигшие 18 лет, признанные годными к данной работе медицинской комиссией, прошедшие обучение безопасным методам и приемам труда, а также инструктажи по безопасности труда, имеющие удостоверение на право управления машиной.
1.2. Поступающий на работу машинист должен пройти вводный инструктаж по безопасности труда, производственной санитарии, оказанию доврачебной помощи, пожарной безопасности, экологическим требованиям, условиям работы и первичный инструктаж на рабочем месте, о чем должны быть сделаны записи в соответствующих журналах с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
1.3. Машинист обязан знать инструкцию по эксплуатации маркировочной машины для разметки автомобильных дорог.
1.4. При оформлении машиниста на работу приказом (распоряжением) по предприятию (организации) за ним закрепляют конкретную маркировочную машину для разметки автомобильных дорог.
1.5. Машинист маркировочной машины обязан знать:
- устройство, принцип работы и правила технической эксплуатации маркировочных машин;
- правила производства маркировочных работ на автомобильных дорогах; инструкцию по ограждению мест производства работ;
- типы покрытий автомобильных дорог;
- способы обнаружения и устранения неисправностей в работе двигателей и механизмов маркировочной машины;
- нормы расхода горючего, смазочных материалов, краски и термопластика;
- правила управления и передвижения маркировочной машины в различных условиях;
- способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.
1.6. Запрещается работать на неисправной машине, а также находиться посторонним лицам в зоне работы маркировочной машины.
1.7. Рабочая зона работы маркировочной машины должна быть ограждена типовыми инвентарными ограждениями (тумбы, конусы, заборчики и т.п.) и знаками безопасности.
1.8. Рабочие, обслуживающие маркировочную машину, должны быть проинструктированы и обучены безопасным приемам по всем видам работ при маркировке автомобильных дорог. Рабочие не должны работать и мешаться вне зоны ограждения рабочей площадки.
1.9. Все рабочие, производящие маркировочные работы, должны ежегодно проходить медицинский осмотр.
1.10. При каждом изменении места и условий работы машинист и рабочие, обслуживающие маркировочную машину, должны получить инструктаж по безопасности труда.
1.11. Машинист и рабочие обязаны работать в выданной им спецодежде и спецобуви, предохранительных средствах, предусмотренных отраслевыми нормами и коллективными договорами, и содержать их в исправном состоянии, иметь опрятный вид, быть собранными и внимательными при установке, снятии ограждений, во время работы и при переходах в рабочей зоне. Работать без сигнальных оранжевых жилетов запрещается.
1.12. Машинист и рабочие, обслуживающие маркировочную машину, должны иметь исправный инструмент и полный набор типовых инвентарных ограждений, предупреждающих и запрещающих знаков.
1.13. В условиях сохранения движения транспорта при производстве маркировочных работ приказом по организации назначается лицо, ответственное за охрану труда работающих.
1.14. Работать в зоне, где нет ограждений мест производства работ, открытых люков, колодцев и т.п. запрещается.
1.15. При работе в ночное время или при недостаточной видимости маркировочная машина должна быть оборудована:
- лобовым и общим освещением, обеспечивающим видимость пути, по которому перемещается машина, видимость фронта работ и прилегающих к нему участков;
- освещением рабочих органов и механизмов управления;
- задним сигнальным светом;
- аварийным освещением (при необходимости проблесковым фонарем).
1.16. В зоне обслуживания и работы маркировочной машины запрещается курить и пользоваться открытым огнем.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Ознакомиться с участком работы. Уточнить задание. Убедиться в наличии и расстановке типовых инвентарных ограждений рабочей зоны, предупредительных и запрещающих знаков.
2.2. Проверить исправность маркировочной машины.
2.3. Надеть спецодежду. Спецодежда не должна иметь свисающих и развевающихся концов, обшлага рукавов должны быть застегнуты или завязаны.
2.4. Рабочие, занятые приготовлением краски, нанесением линий, засыпкой термопластика в блок котлов должны пользоваться защитными средствами (респираторами, очками, резиновыми перчатками).
2.5. В машине должны находиться медицинская аптечка с противоожоговыми препаратами, а также инструкция по оказанию первой помощи.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. При нанесении разметочных линий маркировочными машинами, работающими на краске, необходимо:
- перед началом работ проверить исправность компрессора, предохранительных измерительных и пусковых приборов, прочность и надежность крепления шлангов;
- промыть шланги, по которым краска поступает к распределителю;
- в процессе работы окрасочного устройства следить за давлением в красконагнетательном бачке, а также за нормальной работой компрессора, не допуская его перегрева.
3.2. Во время работы компрессора запрещается присоединять и разъединять шланги, идущие к красочному устройству и красконагнетательному бачку.
3.3. При обнаружении неисправности манометра, красконагнетательного бачка и других деталей маркировочную машину следует остановить и устранить неисправности.
3.4. Запрещается эксплуатировать машину с неисправными контрольно-измерительными приборами, предохранительными устройствами и огнетушителями или с истекшими сроками их проверки.
3.5. Запрещается:
- открывать крышки баков для краски и растворителя без предварительного стравливания из них сжатого воздуха;
- проводить какие-либо виды работ по техническому обслуживанию или ремонту при работающем двигателе.
3.6. При демонтаже и монтаже технологического оборудования, а также их составных частей необходимо пользоваться исправными грузоподъемными механизмами и приспособлениями, гарантирующими полную безопасность работ. Краска, растворитель, масло и рабочие жидкости из емкостей при этом должны быть слиты, а сжатый воздух стравлен.
3.7. Эксплуатацию и обслуживание газового оборудования маркировочной машины, работающей на термопластике, необходимо производить с соблюдением следующих требований безопасности:
- в каждой организации должна быть разработана и утверждена отдельная инструкция по эксплуатации установленного на машине газового оборудования;
- перед пуском в работу блока котлов необходимо снять крышку с дымовой трубы, установить на нее подставку, убедиться в наличии тяги и произвести проветривание жаровых труб и дымоходов в течение 5 - 10 мин.;
- перед зажиганием горелок проверить наличие необходимого давления газа в трубопроводах перед горелками. Проверку давления производить после каждой смены газовых баллонов;
- открывать краны подачи газа в горелки разрешается только при горящих запальниках. Если при зажигании в процессе регулирования или работы горелок происходит отрыв, проскок или затухание пламени, перед повторным зажиганием горелки жаровые трубы и дымоход должны быть снова проветрены. Повторное зажигание разрешается производить не раньше чем через 5 мин.;
- при зажигании горелок и их регулировании изменение подачи газа и воздуха должно производиться постепенно и плавно;
- после каждой смены газовых баллонов производить проверку всех соединений газооборудования и герметичность с помощью мыльной эмульсии или течеискателя. Запрещается применять огонь для обнаружения утечки газа;
- не разрешается оставлять без присмотра зажженные горелки;
- техническое обслуживание газового оборудования должно производиться не реже одного раза в месяц.
3.8. Тепловую обработку (обезвоживание) теплоносителя следует производить с соблюдением следующих требований:
- соответствие заливаемого в систему масла стандарту должно подтверждаться соответствующим сертификатом;
- тепловую обработку производить в сухую погоду на площадке, оборудованной противопожарными средствами, удаленными от зданий и сооружений не менее 20 м, и имеющей свободный подъезд;
- на машине в зоне рабочего места машиниста должно находиться не менее двух исправных огнетушителей;
- во время тепловой обработки должен быть обеспечен постоянный контроль машиниста за работой горелок и циркулярного насоса, показанием термометра и состоянием теплоносителя;
- во время тепловой обработки нахождение посторонних людей ближе 10 м от машины запрещается. Нахождение машиниста на платформе допускается лишь на время, требующееся для выполнения необходимых операций управления и контроля;
- во время тепловой обработки запрещается выполнение каких-либо операций по регулировке и устранению неисправностей. Все эти работы должны выполняться после отключения подачи газа к основным горелкам и запальникам;
- проверку показаний рабочего термометра ртутным термометром производить при выключенных горелках.
3.9. Во избежание попадания влаги в теплоноситель крышка должна быть зачехлена. Невыполнение этого условия может привести к выбросу теплоносителя во время работы машины. На машинах, имеющих остатки термопласта в котлах, коллекторе и маркере от проведенных заводом-изготовителем испытаний на эксплуатационных режимах, перед опусканием и поднятием маркера необходимо провести прогрев зоны шарнирного соединения коллектора, соблюдая меры противопожарной безопасности.
3.10. При работе с системой теплоносителя необходимо соблюдать осторожность: температура масла во время работы достигает +200 град. С, попадание горячего масла на тело вызывает тяжелые ожоги.
3.11. Запрещается применять открытое пламя для разогрева термопластика.
Температура воспламенения термоплатика - от +800 град. С до +870 град. С.
Температура взрыва - +1200 град. С.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При обнаружении утечки газа в газовом оборудовании, арматуре и приборах необходимо немедленно перекрыть краны подачи газа в горелки и принять меры по устранению неисправностей.
4.2. При обнаружении в процессе работы загорания необходимо работу приостановить и принять меры к его тушению. В случае невозможности ликвидировать загорание собственными силами необходимо сообщить руководителю работ и вызвать пожарную охрану.
4.3. При изменении погодных условий (ухудшения видимости, усилении ветра более 10 м/сек) работы необходимо прекратить и доложить об этом руководителю.
4.4. При ДТП действовать в соответствиями с ПДД. Оказать первую помощь пострадавшим.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. После окончания работы по нанесению линий разметки весь оставшийся в котлах термопластик обязательно слить, так как повторный разогрев вызовет ухудшение его свойств.
5.2. Выключить аппарат.
5.3. Сдать машину сменщику или поставить на место стоянки.
5.4. Произвести процедуры личной гигиены, переодеться.
5.5. Доложить непосредственному начальнику о состоянии машины и случаях нарушения требований охраны труда.
1 На оборотной стороне инструкции рекомендуется наличие виз: разработчика инструкции, руководителя (специалиста) службы охраны труда и других заинтересованных лиц.