Должностная инструкция учителя-дефектолога (учителя-логопеда, логопеда)
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель "_______________"
______________ (_____________)
(подпись) (Ф.И.О.)
"__"________ ___ г.
М.П.
_______________________________ (наименование организации) ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (учителя-логопеда, логопеда 1 )
1 Наименование должности "Логопед" в образовательных учреждениях не применяется, а используется в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права, обязанности, ответственность, условия работы, взаимоотношения (связи по должности) учителя-дефектолога (учителя-логопеда, логопеда) (далее - Работник), критерии оценки его деловых качеств и результатов работы при выполнении работ по специальности и непосредственно на рабочем месте в "_________________" (далее - Работодатель).
1.2. Работник назначается на должность и освобождается от должности приказом Работодателя в установленном действующим трудовым законодательством порядке.
1.3. Работник подчиняется непосредственно _____________________.
1.4. Работник должен знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;
- Конвенцию о правах ребенка;
- возрастную и специальную педагогику и психологию;
- анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
- методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников;
- нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
- программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;
- новейшие достижения дефектологической и педагогической наук;
- правила по охране труда и пожарной безопасности;
- теорию и методы управления образовательными системами;
- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- основы экологии, экономики, социологии;
- трудовое законодательство;
- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
- правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.5. Требование к квалификации. Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Должностные обязанности:
Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья).
Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития.
Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников.
Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.
Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки.
Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Ведет необходимую документацию.
Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
Реализует образовательные программы.
Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников.
Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям.
Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.
Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса.
Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
3. ПРАВА РАБОТНИКА
Работник имеет право на:
предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;
объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;
возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;
обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами;
получение материалов и документов, относящихся к своей деятельности;
взаимодействие с другими подразделениями Работодателя для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности.
4. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА
Работник обязан:
добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором и должностной инструкцией;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
соблюдать трудовую дисциплину;
выполнять установленные нормы труда;
соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
бережно относиться к имуществу Работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
незамедлительно сообщить Работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества Работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКА
Работник несет ответственность за:
невыполнение своих обязанностей;
недостоверную информацию о состоянии выполнения работы;
невыполнение приказов, распоряжений и поручений Работодателя;
нарушение правил техники безопасности и инструкции по охране труда, непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности Работодателя и его работникам;
несоблюдение трудовой дисциплины.
6. УСЛОВИЯ РАБОТЫ
6.1. Режим работы Работника определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными у Работодателя.
6.2. В связи с производственной необходимостью Работник обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).
6.3. Характеристики условий труда на рабочем месте: _________________________________________________.
6.4. __________________________________________________________________
(дополнительные условия, не ухудшающие положение Работника
___________________________________________________________________________
по сравнению с установленными трудовым законодательством
___________________________________________________________________________
и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права,
__________________________________________________________________________.
коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами)
7. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ)
7.1. В работе Работник взаимодействует с ______________________________
(подразделения и работники,
___________________________________________________________________________
от которых он получает и которым передает материалы, информацию, их состав
__________________________________________________________________________.
и сроки передачи, с кем взаимодействует во время исполнения работы)
7.2. В аварийных ситуациях Работник взаимодействует с
__________________________________________________________________________.
(подразделения, ликвидирующие аварии и последствия
чрезвычайных происшествий)
7.3. В период временного отсутствия Работника его обязанности возлагаются на ________________ (должность).
8. ОЦЕНКА ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ РАБОТНИКА И РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГО РАБОТЫ
8.1. Критериями оценки деловых качеств Работника являются:
квалификация;
стаж работы по специальности;
профессиональная компетентность, выразившаяся в лучшем качестве выполняемых работ;
уровень трудовой дисциплины;
способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем;
интенсивность труда (способность в короткие сроки справляться с большим объемом работы);
умение работать с документами;
способность в установленные сроки осваивать технические средства, повышающие производительность труда и качество работы;
производственная этика, стиль общения;
способность к творчеству, предприимчивость;
способность к адекватной самооценке;
проявление инициативы в работе, выполнение работы более высокой квалификации;
повышение индивидуальной выработки;
рационализаторские предложения;
практическая помощь вновь принятым работникам без закрепления наставничества соответствующим приказом;
высокая культура труда на конкретном рабочем месте.
8.2. Результаты работы и своевременность ее выполнения оцениваются по следующим критериям:
результаты, достигнутые Работником при исполнении обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией и трудовым договором;
качество законченной работы;
своевременность выполнения должностных обязанностей;
выполнение нормированных заданий, уровень производительности труда.
8.3. Порядок оценки работы:
- регулярная - осуществляется непосредственным руководителем в процессе
исполнения Работником трудовых функций;
- ____________________________________________________________________.
(указать порядок для иных видов оценки работы)
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
__________________________ ______________ ______________________
(должность лица, (подпись) (Ф.И.О.)
составившего инструкцию)
"___"____________ ____ г.
__________________________ ______________ _______________________
(должность (подпись) (Ф.И.О.)
непосредственного
руководителя)
"___"____________ ____ г.
СОГЛАСОВАНО:
Юрисконсульт _________________ _______________________
(подпись) (Ф.И.О.)
"___"___________ ____ г.
С инструкцией ознакомлен
(или: инструкцию получил) ___________________ _______________________
(подпись работника) (Ф.И.О.)
"___"__________ _____ г.