tekhnicheskoe-zadanie-na-vypolnenie-nauchno-issledovatelskikh-rabot
Приложение N 1
к Контракту N ____
от "__" _________ 2006 г.
Утверждаю
Заместитель руководителя
Федерального дорожного агентства
А.М.ЧАБУНИН
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
1. Наименование темы (исследований, работ): Проведение научных исследований влияния различных конструкций дорожных ограждений на тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий.
2. Исполнитель: определяется по результатам конкурса.
3. Заказчик (подразделение Росавтодора): Управление эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.
4. Основание для разработки:
План работ, предусмотренных Федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 100.
5. Статус работы: государственный заказ.
6. Источник финансирования: федеральный бюджет.
7. Исходные данные: Существующие отраслевые документы и материалы испытаний дорожных ограждений на полигоне НИЦИАМТ. К числу нормативно-методических отраслевых документов относятся:
- Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 100;
- ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств;
- ГОСТ 26804-86. Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия;
- СНиП 2.05.03-84*. Мосты и трубы;
- СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги;
- СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений;
- ГОСТ -2005. Технические средства организации дорожного движения. Классификация дорожных ограждений (проект);
- ГОСТ 2.201-80. Обозначение изделий и конструкторских документов;
- ГОСТ 15.2001-00. Разработка и постановка продукции на производство. Основные положения;
- EN-1317-1:1998Е. Дорожные удерживающие системы. Терминология и общие требования к методам испытания;
- EN-1317-1:198/98Е. Дорожные удерживающие системы. Классы исполнений, критерии приемки испытаний на удар и методы испытаний защитных ограждений;
- ИСО 9001-94. Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании;
- Рекомендации по применению ограждающих устройств на мостовых сооружениях автомобильных дорог. Росавтодор, 2001;
- Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций. Росавтодор, 2004;
- Отечественные и зарубежные публикации по безопасным конструкциям ограждений за последние 5 лет, а также подготавливаемые в настоящее время отраслевые документы.
8. Состояние проблемы (вопроса):
В настоящее время отсутствует анализ последствий ДТП от наезда автомобилей на ограждения дорожной и мостовой групп. Известны отдельные случаи падения автобусов и других автомобилей с мостовых сооружений или съезда их с дорог, сопровождавшиеся большим количеством жертв. Однако роль качественных характеристик ограждений в этих ДТП не установлена. В ГОСТ Р 52289-2004 предъявлены повышенные требования к ограждениям с учетом особенностей развития автомобильного транспорта за последние 20 лет, увязанные с перспективой изменения интенсивности и состава движения автомобилей по дорогам, особенно в зоне влияния крупных городов.
Существующие конструкции ограждений, находящиеся в настоящее время в эксплуатации на автомобильных дорогах и мостах, по ряду основных технических характеристик, в частности, по энергоемкости не соответствует требованиям ГОСТ Р 52289-2004.
Проведение научных исследований влияния различных конструкций ограждений на тяжесть последствий ДТП является актуальной проблемой. В ходе проведения научных исследований по теме предусматривается решение задач по созданию новых безопасных конструкций ограждений дорожной и мостовой групп.
9. Цель работы:
Снижение тяжести последствий от наездов автомобилей на ограждения различных конструкций в различных дорожных условиях.
10. Отличия, новизна и преимущества:
Впервые будут проведены аналитические исследования на основе статистических данных о тяжести последствий ДТП, связанных с наездом автомобилей на ограждения (по специально разработанной Программе).
Предусматривается развитие теоретических методов оценки взаимодействия автомобилей с ограждением на основе масштабных натурных испытаний конструкций на Полигонах России и Европы.
Разрабатываются новые принципы определения требований к удерживающей способности ограждений.
Предусматривается также развитие стендовых методов испытания конструкций с использованием теоретических методов оценки взаимодействия автомобиля с ограждением.
11. Содержание работы:
Работа включает три основных этапа.
На первом этапе работы (2006 г.) проводятся исследования, включающие:
- анализ и тенденции изменения основных показателей, характеризующих состояние безопасности дорожного движения в России и за рубежом;
- сбор и анализ статистических данных о влиянии существующих конструкций ограждений на тяжесть последствий ДТП, связанных с наездом автомобилей на ограждения;
- разработку основных принципов определения требований к удерживающей способности дорожных ограждений;
- оценку влияния ограждений, установленных на дорогах различных категорий, на тяжесть последствий ДТП.
Результатом работы данного этапа является научно-технический отчет, содержащий анализ и тенденции изменения основных показателей, характеризующих состояние безопасности дорожного движения в России и за рубежом; справочно-информационный материал о статистике наездов на боковые и фронтальные ограждения и классификацию ДТП в увязке с конструкцией ограждений, вероятностные показатели по массам транспортных средств, скоростям и углам наезда и примеры расчета требований к ограждениям на дорогах различных категорий, вероятностные показатели тяжести последствий от наезда на ограждения с характеристиками, указанными в ГОСТ Р 52289-2004.
На втором этапе работы (2007 г.) разрабатываются компьютерные программы оценки взаимодействия автомобиля с боковыми барьерными ограждениями (включая концевые участки), то же - с боковыми парапетными ограждениями, то же - с фронтальными.
Результатом работы являются программные продукты и рекомендации по проектированию ограждений (с методикой расчета).
На третьем этапе работы (2008 г.) на основе полученных результатов исследований выполняются опытно-конструкторские работы. Разрабатываются новые конструкции боковых и фронтальных ограждений с малой вероятностью высокой тяжести последствий ДТП и их сертификация:
- проектирование стенда для сертификационных стендовых испытаний новых элементов новых конструкций. Результатом работы являются рабочие чертежи стенда;
- изготовление стенда. Результатом работы являются приемочная документация на стенд и инструкция пользователя;
- разработка новых конструкций барьерных боковых ограждений. Результатом работы являются технические условия на 2 типа конструкций;
- разработка новых конструкций фронтальных ограждений. Результатом работы являются технические условия на 2 типа конструкций;
- сертификационные стендовые испытания элементов и конструкций. Результатом работы являются отчеты об испытаниях;
- натурные испытания ограждений на специализированном полигоне и рекомендации по их применению. Результатом работы являются отчеты об испытаниях на полигоне. Рекомендации.
На четвертом этапе работы (2009 - 2012 гг.) осуществляется опытное внедрение новых ограждений (с низкими последствиями наезда) при строительстве и ремонте федеральных автомобильных дорог, проектные работы, изготовление и строительные работы (включая сопровождение). Результатом работы являются рабочие чертежи, акты приемки-сдачи, отчеты по сопровождению.
12. Конечный результат работы: создание новых конструкций ограждений дорожной и мостовой групп.
13. Область применения: федеральные автомобильные дороги.
14. Внедрение результатов работы: на 100 участках и объектах на Федеральной сети автомобильных дорог в течение 2009 и 2010 гг.
15. Права сторон:
Право собственности на создаваемую научно-техническую продукцию, в том числе программы для ЭВМ и базы данных, принадлежит Заказчику - Федеральному дорожному агентству.
Заказчик и Исполнитель обеспечивают охрану созданной интеллектуальной собственности.
Права на "ноу-хау" (методы, модели, информацию, идеи и др.) находятся в совместном ведении Заказчика и Исполнителя без ограничения срока.
Исполнитель имеет право публиковать научные результаты проведенных исследований.
Исполнитель по согласованию с Заказчиком осуществляет патентование (получение охранных документов) на охраноспособные объекты интеллектуальной собственности, создаваемые в рамках настоящего контракта.
16. Требования к представленной продукции:
Заказчику представляются научно-технические отчеты, рабочие чертежи, технические условия, приемочная документация, отчеты об испытаниях, отчеты по сопровождению, другая документация в соответствии с контрактом, настоящим техническим заданием и календарным планом.
Разработка, оформление и утверждение документов системы технического регулирования осуществляются в соответствии с ОДМ 218.1.001-2005.
17. Условия приемки работ:
Передача Заказчику оформленной в установленном порядке научно-технической продукции осуществляется сопроводительными документами Исполнителя.
При завершении оплачиваемых этапов работ Исполнитель представляет Заказчику проекты актов сдачи-приемки научно-технической продукции с приложением к ним трех комплектов научно-технической и другой документации, предусмотренной условиями контракта.
18. Стоимость работ:
27000,00 тыс. руб., в том числе 2006 г. - 2500,00 тыс. руб. (будет откорректирована по результатам конкурсных торгов).
19. Сроки выполнения работ:
Начало работ - август 2006 г.
Окончание работ - декабрь 2012 г.
20. Предмет нормирования (стандартизации): конструкции ограждений дорожной и мостовой групп.
21. Перечень основных Исполнителей: определяется после проведения конкурса на право заключения контракта.
22. Требования к составу Исполнителей:
Специалисты в области безопасности дорожного движения, имеющие опыт в разработке конструкций ограждений и нормативных документов в данной области.
23. Перечень рецензентов: по согласованию с Заказчиком.
24. Особые условия: окончательная редакция методического документа оформляется с использованием WORD 2000 и передается Заказчику на дискете.
Заказчик
Начальник Управления эксплуатации
и сохранности автомобильных дорог
С.В.КОСТИН