ГОСТ 5066-91 С. 3
Наружная передняя стенка ящика, внутренняя сторона крышки и внутренние части средних и
крайних отсеков до выступа (где расположены зеркала) окрашены в черный цвет, а внутренняя часть
крайних отсеков посте выступа (где расположены лампы) —в белый цвет. Перегородки, разделяющие
каждое отделение на отсеки, имеют теплоизоляционную прокладку. Боковые и задняя стенки ящика
имеют вентиляционные щели. На дно ящика устанавливают деревянные подставки с выемками для
придания устойчивости пробиркам. Отверстия-щели прикрывают матовыми стеклами.
3.1.7. Установка типа ЛТЗ по ТУ 25-05.2104.
3.1.8. Смесь охлаждающая, в качестве которой применяют спирт этиловый ректификованный
технический по ГОСТ 18300, или спирт оптовый сырец по ГОСТ 131, или любая другая жидкость,
обеспечивающая в смеси с твердой углекислотой, жидким азотом по ГОСТ 9293 или жидким
воздухом заданную температуру охлаждения.
При разногласиях воценке качества моторного топлива, а также при определении температуры
кристаллизации топлив для реактивных двигателей в качестве охладительной смеси применяется
только этиловый спирт и твердая углекислота.
3.1.9. Натрий сернокислый по ГОСТ 6053.
3.1.10. Кальций хлористый обезвоженный по ТУ 6—09—4711.
3.1.11. Кислота серная по ГОСГ 4204.
3.1.12. Бумага фильтровальная по ГОСТ 12026.
3.1.13. Баня водяная.
П р и м е ч а н и е . Разрешается применить полуавтоматические иавтоматические приборы, обеспечиваю
щие получение результатов с точностью нс ниже установленной в стандарте.
3.2. П о д г о т о в к а к и с п ы т а н и ю
3.2.1. Пробу необезвоженного испытуемого топлива хранят в бутылке, тщательно -закупорен
ной пробкой. Перед испытанием температура топлива должна быть 18—20 “С.
Топливо тщательно перемешивают в бутылке встряхиванием. При необходимости топливо перед
испытанием профильтровывают через сухой фильтр, а при наличии воды сначала обезвоживают,
взбалтывая в течение 10—15 мин со свежепрокаленным и измельченным сульфатом натрия или с
зерненных! хлористым кальцием, дают хорошо отстояться и затем фильтруют через сухой фильтр.
3.2.2. Для испытания подготавливают две чистые сухие пробирки с двойными стенками.
Первая пробирка предназначена для испытания топлива в охлаждающей смеси. Если боковые
отростки этой пробирки не запаяны, то на дно наружной части пробирки наливают 0,5—1см3 серной
кислоты и плотно закрывают отверстия отростков. Во внутреннюю часть пробирки наливают
испытуемое топливо, подготовленное по п. 3.2.1, до высоты метки.
Во внутреннюю часть второй пробирки также наливают испытуемое топливо до высоты метки.
3.2.3. Каждую из пробирок закрывают корковой пробкой с термометром и мешалкой. Термо метр
вставляют так, чтобы его ртутный резервуар находился в пробирке на расстоянии 15 мм от дна
и на равном расстоянии от стенок.
Вторую пробирку (с термометром и мешалкой) вставляют в качестве прозрачного эталона в
прибор с зеркальным отражением света или при наличии хорошего проходящего света —в штатив
для пробирок.
3.2.4. Всосуд для охлаждающей смеси опускают термометр, наливают спирт и охлаждают его
добавлением углекислоты. Первую пробирку с испытуемым образцом вставляют в охлаждающий
сосуд через центральное отверстие в его крышке.
Уровень налитой в сосуд охлаждающей смеси должен быть на 30—40 мм выше уровня топлива
в пробирке.
Температуруохлаждающей смеси понижают, постепеннодобавляя к ней углекислоту так, чтобы
температура смеси постоянно была на (15±2) *С ниже температуры налитого в пробирку топлива.
3.3. Проведен ие и с п ыт а ни я
3.3.1. Определение температуры помутнения без обезвоживания топлива
3.3.1.1. Топливо во время охлаждения перемешивают ручной или механической мешалкой со
скоростью от 60 до 200 движений (одно движение —спуск мешалки до дна и поднятие до уровня
топлива) в минуту. При ручном перемешивании непрерывность движений должна составлять не
менее 20 с и отдых не более 15 с.
За 5 *С до ожидаемой температуры помутнения пробирку вынимают из бани, быстро опускают
в стакан со спиртом, а затем вставляют в прибор с зеркальным отражением света, одновременно
включая в нем лампы, и наблюдают сквозь смотровые отверстия в передней стенке ящика состояние
топлива по сравнению с прозрачным эталоном. Продолжительность операции наблюдения
помут-