ГОСТ Р 52545.1—2006
а —■общий случай положения оси вращения, обозначение осей
е — радиальное смещение
а направлении оси X
г — радиальное смещение
в направлении оси Y
АВ * Z — базовая ось:
СО — ось вращения;
в — угол поворота.
д — осевое смещение в направлении° “ угловое смещение
ж — угловое смешение
оси2
в направлении оси X в направлении оси Y
Рисунок 2 — Схематическое изображение степеней свободы при вращении
4.2.2Вращающийся подшипник качения в лучшем случае не должен сопротивляться внешним
усилиям, прилагаемым в направлении вращения, т. е. иметь нулевой момент трения. В зависимости от
типа нагружения извне, которое по расчетам должен выдерживать подшипник, этот подшипник будет
проявлять жесткость внескольких или вовсех пяти оставшихся степеняхсвободы. Например, самоуста-
навливающийся подшипник может выдерживать радиальную иосевую нагрузки, но не будет проявлять
жесткость вдвухугловых направлениях.
Другие подшипники могут быть предназначены для свободного осевого перемещения, обеспечи
вая при этом жесткость врадиальном и угловых направлениях.
4.3 Погрешность вращения подшипника
Смещение оси вращения вращающегося подшипника в любой из возможных пяти невращатель
ных степенях свободы, вкоторых подшипник предназначен выдерживать нагрузку, называется погреш
ностьювращения. Это понятиевключает всебя любые смещения, связанные с вращением подшипника,
за исключением перемещений, вызванных тепловыми деформациями или изменениями нагрузки, при
лагаемой извне. Погрешность вращения представлена втерминах смещения ихарактеризуется откло
нением от идеальной оси вращения. Во вращающемся подшипнике качения погрешность вращения
являетсяследствием наличия дискретной структуры комплекта тел качения игеометрическихдефектов
4