ГОСТ Р 54111.3—2011
8.2.3 Измерение сопротивления изоляции источников электроэнергии на напряжение
класса Б
При измерении сопротивления изоляции батареи топливных элементов следует учитывать все
элементы механической конструкции системы топливных элементов (включая систему охлаждения с
охлаждающей средой).
Перед проведением измерений следует остановить выработку энергии генератором, работаю-
щим на полную мощность, согласно инструкции производителя. Следует отсоединить все провода
от клемм блока топливных элементов и все провода от других электрических соединений топливных
элементов. Все охлаждающие змеевики, топливопроводы, воздухопроводы должны оставаться со-
единенными.
За исключением этих особых условий методика должна соответствовать указаниям 8.2.2.
Процедура измерения сопротивления изоляции тяговой аккумуляторной батареи, если таковая
имеется, описана в [8].
8.2.4 Требования к сопротивлению изоляции
Если средства защиты требуют минимального сопротивления изоляции, то оно должно быть ми-
нимум 100 Ом/В для каждой цепи на напряжение класса Б. Чтобы выполнить это требование, воз-
можно, потребуется, чтобы напряжение каждого компонента было выше, в зависимости от количества
компонентов и структуры цепи, к которой они принадлежат.
8.2.5 Способность выдерживать напряжение
8.2.5.1 Общие требования
Системы на напряжение класса Б следует проектировать с учетом испытаний на выдерживаемое
напряжение, описанных ниже и в [4].
8.2.5.2 Испытание выдерживаемым напряжением
8.2.5.2.1 Цель
Целью этого испытания является оценка соответствия уровня защиты от поражения электриче-
ским током при изоляции токоведущих частей в условиях нормальной эксплуатации для таких компо-
нентов, как электропроводка, токопроводящие шины и соединители.
8.2.5.2.2 Описание испытания
Напряжение переменного тока частотой 50—60 Гц или равнозначное напряжение постоянного
тока (см. ниже) следует приложить:
- между клеммами и корпусом с электропроводящей поверхностью и
- между клеммами и электродом, обернутым вокруг корпуса (например, металлическая фольга),
в случае пластикового корпуса.
Во время испытания не должно происходить ни повреждений диэлектрика, ни пробоев.
Испытательное напряжение переменного тока, В, должно быть среднеквадратичным значением,
вычисляемым по формуле
2U + 1000,(1)
где U — максимальное рабочее напряжение в изолирующих частях, В.
Примечание — Испытательное напряжение может уменьшаться в процессе дальнейшего исследова-
ния на переходных режимах работы с энергетической установкой на топливных элементах. Испытательное напря-
жение постоянного тока в 1,41 раза превышает среднеквадратичное значение переменного тока.
8.3 Требования к барьерам/кожухам
8
8.3.1 Общие требования
Если защита обеспечивается с помощью барьеров/кожухов, то их следует устанавливать таким
образом, чтобы исключить доступ к токоведущим частям конструкции.
При нормальных условиях эксплуатации в соответствии с инструкцией производителя барьеры/
кожухи должны обеспечивать определенное механическое сопротивление.
Если к барьерам/кожухам есть прямой доступ, они должны открываться или сниматься только с
помощью специального инструмента или инструмента для техобслуживания.
Барьеры/кожухи должны проходить испытания на сопротивление изоляции или выдерживаемое
напряжение, как описано в 8.2.2—8.2.5, если испытаниями не подтверждается иное.
Непрерывность соединений с электрической схемой ходовой части должна соответствовать тре-
бованиям 8.3.3.