ГОСТ Р 54738—2021
6
ных в силу заболевания, ранения, травмы или условий социальной среды, но необходимых для успеш-
ной адаптации в новых социальных условиях, на формирование способностей, позволяющих успешно
выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и
иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедея-
тельности.
Психологический тренинг проводят в виде системы упражнений, групповой дискуссии, ролевой и
деловой игры, психогимнастических и релаксационных упражнений, которые моделируют специальные
условия деятельности для тренинга определенных психических функций и качеств, ответственных за
социальную адаптацию инвалида.
5.2.8 Социально-психологический патронаж — систематическое наблюдение за инвалидом для
своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и дру-
гих ситуаций, способных усугубить трудную жизненную ситуацию, обусловленных проблемами адапта-
ции инвалида в микро- и макросоциуме.
Социально-психологический патронаж предполагает:
- посещение инвалида/ребенка-инвалида в соответствии с планом-графиком посещений;
- определение необходимости предоставления инвалиду/ребенку-инвалиду (его семье) психоло-
гических услуг;
- осуществление посреднических действий между инвалидом/ребенком-инвалидом (его родите-
лями, членами семьи, законными представителями) и другими специалистами, службами в случае не-
обходимости оказания срочной психологической помощи клиенту.
5.3 Социально-педагогическая реабилитация, абилитация инвалидов
Услуги по социально-педагогической реабилитации, абилитации направлены на восстановле-
ние (формирование) способности инвалида, ребенка-инвалида к обучению на основе восстановления
(формирования) у него необходимых компетенций, в том числе с использованием технических средств
реабилитации (ТСР) и вспомогательных устройств.
5.3.1 Социально-педагогическая реабилитация инвалида, ребенка-инвалида включает в себя сле-
дующие услуги:
а) социально-педагогическую диагностику с целью определения образовательного статуса инва-
лида, ребенка-инвалида;
б) информирование по вопросам социально-педагогической реабилитации/абилитации; о раз-
личных вариантах получения инвалидом общего и профессионального образования; о ТСР и ассистив-
ных технологиях для обучения инвалида;
в) социально-педагогическое консультирование с целью формирования осознанного выбора
уровня, места, формы и условий обучения/образования, обеспечивающих освоение образовательных
программ на оптимальном уровне, с учетом степени ограничения способности инвалида к обучению,
его актуального состояния и потенциальных возможностей;
г) социально-педагогическую коррекцию, включая коррекционное обучение, коррекционное вос-
питание и коррекционное развитие, с целью ослабления или преодоления недостатков психофизиче-
ского развития и отклонений в поведении, исправления (частичного или полного) процесса и результата
социального развития и воспитания, формирования/коррекции основных учебных навыков, обучения
пользованию ТСР (устройства визуального дублирования информации и коммуникаторы) и ассистив-
ными технологиями для целей социально-педагогической реабилитации, абилитации;
д) повышение компетентности законных представителей инвалида (при наличии), ребенка-
инвалида в области социально-педагогической реабилитации, абилитации, включая осуществление их
информирования и консультирования по вопросам социально-педагогической реабилитации, абилита-
ции; обучение методам социально-педагогической реабилитации в домашних условиях через активное
включение в процесс социально-педагогической реабилитации, абилитации инвалида, ребенка-инва-
лида.
5.3.2 Социально-педагогический патронаж и сопровождение, которые осуществляются в отноше-
нии инвалидов/детей-инвалидов и их семей, включают в себя:
- курирование социально-педагогической реабилитации в семье, консультирование по уровню,
месту и формам обучения;
- содействие в устройстве инвалида в соответствующее образовательное учреждение;
- содействие в освоении образовательных программ на оптимальном уровне;