ГОСТ Р 54738—2021
5
- социально-психологического аспекта реабилитационного прогноза.
5.2.4 Психологическое консультирование представляет собой специально организованное взаи-
модействие между психологом и инвалидом, нуждающимся в психологической помощи, с целью разре-
шения проблем в области социальных отношений, социальной адаптации, социализации и интеграции.
Психологическое консультирование включает:
- выявление значимых для инвалида проблем социально-психологического содержания в обла-
сти межличностных взаимоотношений, общения, поведения в семье, в группе (учебной, трудовой), в
обществе, при разрешении различных конфликтных ситуаций, проблем личностного роста, социализа-
ции и других;
- обсуждение с инвалидом выявленных проблем с целью раскрытия и мобилизации внутренних
ресурсов для их последующего решения;
- оказание психологической помощи в решении выявленных социально-психологических про-
блем, в восстановлении адекватных социальных отношений и в формировании позитивной установки
на социально-психологическую реабилитацию;
- предварительное определение типа (вида) необходимой в дальнейшем услуги по социально-
психологической реабилитации, уточнение ее содержания в каждом конкретном случае;
- семейное консультирование.
5.2.5 Психологическая коррекция заключается в активном психологическом воздействии, направ-
ленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведе-
нии инвалида с целью:
- восстановления оптимального функционирования психологических механизмов, обеспечиваю-
щих полноценное включение инвалида в разнообразные сферы социальных отношений и жизнеде-
ятельности, формирование социально-психологической компетентности в соответствии с возрастной
нормой и требованиями социальной среды;
- профилактики нежелательных негативных тенденций в личностном развитии инвалида, социа-
лизации на всех уровнях социума.
Психологическая коррекция преимущественно ориентирована на сохраненные, но недостаточные
для успешной социальной жизнедеятельности психические функции.
Психологическая коррекция реализуется в виде циклов занятий, обеспечивающих создание не-
обходимых условий для исправления и развития психических функций и качеств, связанных с социаль-
ной адаптацией инвалида. Форма проведения — различные по тематике и сложности сюжета ролевые
игры, учебные занятия, выполнение тестовых заданий с обратной связью и др.
5.2.6 Психологическая профилактика — вид деятельности психолога, направленный на поддерж-
ку, сохранение, укрепление и развитие психического и психологического здоровья инвалида.
Психологическая профилактика должна быть нацелена на раннее выявление состояний психоло-
гической дезадаптации и систематический контроль за проявлением реакций дезадаптации, на обеспе-
чение и поддержку психологического благополучия, предупреждение возможных нарушений системы
взаимоотношений в микро- и макросоциумах за счет актуализации психологических механизмов адап-
тации и компенсации.
Психологическая профилактика предполагает содействие инвалиду в создании условий для пол-
ноценного психического функционирования личности (устранение или снижение факторов психологи-
ческого дискомфорта на рабочем месте, в семье и других социальных группах, в которые инвалид
включен), для своевременного предупреждения новых возможных психических нарушений.
Психологическая профилактика предполагает следующие уровни:
уровень I — первичная профилактика. Психологическая работа с инвалидами (детьми-инвалида-
ми), имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осущест-
вление заботы об их психическом здоровье и психических ресурсах;
уровень II — вторичная. Направлена на «группу риска» — на тех инвалидов/детей-инвалидов,
у которых имеются психологические проблемы. Подразумевает раннее выявление трудностей в по-
ведении и учении. Основная ее задача — преодоление этих трудностей до их серьезного усугубления.
Включает в себя консультацию с микроокружением (в рабочих, учебных коллективах, семье), близкими,
родителями и учителями ребенка-инвалида, обучение их стратегии для преодоления различного рода
трудностей и т. д.
5.2.7 Социально-психологический тренинг заключается в активном психологическом воздействии,
направленном на снятие у инвалида последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической
напряженности, на развитие и тренинг отдельных психических функций и качеств личности, ослаблен-