ГОСТ ИСО 4386-2—99
7 Оценка результатов
При достижении максимального усилия FmKX, необходимого .для отрыва антифрикционного
слоя от основы в месте соединения, прочность соединения /?ch. Н/мм2. рассчитывают по формуле
F
нА
*
где Fmxx — максимальное усилие. Н;
Л — площадь поверхности соединения, мм1.
Максимальное усилие оценивают только при появлении трещин в соединении или в анти
фрикционном слое, при этом должны приниматься во внимание существующие дефекты соедине
ния.
Характеристическое предельное значение толщины слоя
для абсолютной прочности соединения является свойством
антифрикционного материала.
Толщина слоя антифрикционного материала, при кото
рой определяется абсолютная прочность соединения, должна
быть 0,5—8.0 мм (см. также 111) для стандартизованных спла
вов на основе олова и свинца. Это значение должно быть
определено для всех сплавов в серин испытаний с различными
значениями толщины слоя антифрикционного материала.
П р и м е ч а н и е — Для толшины слоя антифрикционного ма
териала выше характеристического предельного значения прочность
соединения нс зависит от голшины стоя и называется абсолютной
прочностью соединения, в то время как для слоя толщиной меньше
данного предельного значения было экспериментально установлено,
что она снижается линейно до нуля, и в этом диапазоне она называ
ется относительной прочностью соединения (см. рисунок 4).
Методика оценки следующая:
8 Условный пример обозначения испытаний
У с л о в н ы йп р и м е ро б о з н а ч е н и яиспытаний на растяжение (обозначенных
буквой Т) для испытуемой поверхности площадью 100 мм-:
Испытание ГОСТ ИСО 43X 6-2-99- Т 100
9 Протокол испытаний
По результатам испытаний составляют протокол испытаний (по согласованию).
В протоколе указывают следующие данные;
- обозначение настоящего стандарта:
- количество испытуемых образцов;
- размеры и материалы подшипников скольжения;
- толщину слоя антифрикционного материала;
- площадь испытуемой поверхности образца;
- максимальную приложенную нагрузку до разрушения образца;
- описание характера поверхности разрушения;
- расчетную прочность соединения;
- условия испытаний:
- изготовителя подшипников и дату испытаний.
I
—прочность соединения.
2
—предельное
значение:
3 —
относительная прочность со
единения:
4 —
абсолютная прочность со
единения:
5 —
значение абсолютной проч
ности соединения, определенное графичес
ки; 6 —измеренное значение в диапазоне
зависимости прочности соединения
от толщины слоя антифрикционного
относительной прочности соединения: 7—
толщина слоя подшипникового металла
а) толщина слоя больше предельного значения или равна
Рисунок 4 — Принципиальная схема
ему.
Полученное значение сравнивается непосредственно с
абсолютной прочностью соединения;
материала
б) толщина слоя меньше предельного значения.
Как показано на рисунке 4. в качестве примера, получен
ное значение прочности соединения преобразуется в факти
ческое значение прочности соединения и сравнивается с абсолютной прочностью соединения.
4