ГОСТ 33383—2015
4.4.3 Требования к средствам измерений
Нивелир и нивелирная геодезическая рейка по ГОСТ 10528.
Дорожная универсальная рейка с базой измерения (3000
±
2) мм. состоящая из собственно сбор
но-разборной рейки и специального измерительного (ступенчатого, штанген- или штрихового) инстру
мента для линейных измерений.
Требования к метрологическим характеристикам средств измерений:
а) дорожной универсальной рейке:
1) предел измерения линейки, м..............................................................................до 3;
2) цена деления линейки, мм..................................................................................... 5.0;
3) погрешность нанесения делений линейки, мм. не более...............................
±
2.0; 4)
предел измерения уклона, мм/м. не более......................................................100.0; 5)
погрешность измерения уклона, мм/м. не более............................................1:0.5; 6)
непрямолинейность опорной грани, включая прогиб, мм. не более
......
0.3—0.7;
б) специальному измерительному инструменту:
1) предел измерения зазора, мм..............................................................................10.0;
2) погрешность измерения зазора, мм, не более................................................
±
0.5;
3) предел измерения толщины, мм...........................................................................120;
4) погрешность измерения толщины, мм. не более...........................................
±
0.5.
Рейка после разборки и сборки должна сохранять свои характеристики.
Рейка должна допускать не менее 250 разборок и сборок до повторной настройки и калибровки,
в) специализированная передвижная лаборатория, оборудованная гироскопическими установ
ками:
1) диапазон измерения пройденного пути, м ........................................ 0—1 000 000;
2) погрешность измерения пройденного пути, %...................................................0.05;
3) диапазон измерения продольных уклонов. %о...............................................
±
100;
4) погрешность измерения продольных уклонов. %о.....................................0.2—2.0;
5) диапазон измерения радиусов выпуклых и вогнутых кривых, м
.....
0—1000 000;
6) погрешность измерения радиусов кривых в профиле. %...............................1—2;
7) диапазон измерения поперечных уклонов полосы движения. %о................
±
100;
8) погрешность измерения поперечных уклонов. %о.....................................0.3—2.0;
9) диапазон измерения углов поворота оси дороги. ” .....................................0—360;
10) погрешность измерения углов поворота.в..............................................0,04—0.4;
11)диапазон измерения радиусов кривых в плане, м................................0—50 000;
12) погрешность измерения радиусов кривых в плане. %............................0.5—2,0;
13) погрешность измерения размеров в плане, % ........................................ 0,5—2.0;
14) погрешность измерения вертикальных размеров. %....................................1—3.
4.4.4 Порядок подготовки к проведению измерений
Подготовка к измерениям включает:
- сборку рейки;
- проверку рабочего состояния рейки.
Сборку рейки в рабочее состояние проводят перед проведением измерения.
Сборка рейки должна проводиться так. чтобы исключить возможные зазоры (люфт) между сбор
ными частями.
Для проверки рабочего состояния рейки необходимо выполнить следующую процедуру. На ров
ной поверхности при видимом отсутствии посторонних предметов отметить места приложения каждого
края рейки мелом и снять со шкалы значение уклона. Перевернуть рейку на 180°, приложить ее точно
в отмеченные места приложения и снять значение уклона повторно.
5