ГОСТ 33383—2015
Обработка результатов наблюдений и оценка точности измерений
Результатом измерения геометрического параметра х в каждом сечении или месте является сред
нее арифметическое значение х из т результатов наблюдений Хуэтого параметра, принимаемое за
действительное значение х, параметра х в данном сечении или месте
Xi
(
2
)
где / = 1...
Л
У= 1...1Т»
число сечений или мест;
число наблюдений в каждом сечении или месте.
При этом действительное отклонение
Л
х.параметра х от его номинального значения хпот опреде
ляют по формуле
Л
х; = х. - х„
(3)
При непосредственном измерении отклонения параметра х в качестве действительного откло
нения
Л
х, принимают среднее арифметическое значение а* из т наблюдений Ьх. этого отклонения в
каждом установленном сечении или месте
Лх(=а*
(4)
Результаты измерений оформляются протоколом испытаний, в котором указываются все изме
ренные параметры.
Для уменьшения влияния систематических погрешностей на результат измерения наблюдения
производят в прямом и обратном направлениях, на разных участках шкалы отсчетного устройства, ме
няя установку и настройку прибора и соблюдая другие приемы, указанные в инструкции по эксплуата
ции на средства измерения. При этом должны быть соблюдены условия равноточности наблюдений
(выполнение наблюдений одним наблюдателем, тем же методом, с помощью одного и того же прибора и
в одинаковых условиях).
Результаты измерений геометрических параметров автомобильных дорог передвижной лабора
тории обрабатываются специальным программным обеспечением с распечаткой протокола, в котором
указываются измеренные параметры. При этом точность определения параметров для угла поворота
трассы должна быть не менее 1 град.
4.3 Определение параметров видимости водителем транспортного средства
Методика измерений расстояния видимости — согласно ГОСТ 32963.
4.4 Опродолонио параметра уклона автомобильной дороги
4.4.1 Общие положения
Продольный и поперечный уклон автомобильной дороги может бытьопределен тремя способами:
- при помощи нивелира и геодезической рейки;
- при помощи дорожной универсальной рейки с базой измерения 3000 мм;
- при помощи специализированной передвижной лаборатории, оборудованной гироскопическими
установками.
Дорожная универсальная рейка предназначена для контроля горизонтальности и уклонов поверх
ностей дорог в диапазоне до 1:10. а также для определения прямолинейности и плоскостности поверх
ности дороги в диапазоне до 10 мм на базе до 3 м.
4.4.2 Требования к условиям проведения измерений
Условия проведения измерений — по 4.2.1.
4