ГОСТ Р 12.2.011— 2003
4.14 Деталиисборочные единицы пневмо- игидросистем следуетрасполагать вместах, исключа
ющих возможностьих механического повреждения, илиограждать в необходимыхслучаях специальны
ми защитными устройствами.
4.15 Конструкция пневмо- и гидросистем и рабочих органов должна обеспечивать безопасность
обслуживающего персонала в случае их повреждения.
5 Требования к органам управления
5.1 Конструкция и размеры рычагов управления должны соответствовать требованиям
ГОСТ 21753. штурвалов имаховиков — ГОСТ 21752, выключателей ипереключателейклавишныхи кно
почных — ГОСТ 22614. выключателей и переключателей типа «тумблер» — ГОСТ 22615.
Расстояние от рукояток рычагов управления (во всехположениях) до элементов рабочего места и
междурукоятками рычагов, приводимых вдвижение кистью, должно быть не менее 50 мм; для приводи
мых вдвижение пальцами — не менее 25 мм.
Минимальнаядлина свободной части рычага вместе срукояткой влюбом положениидолжна быть
неменее50мм. приводимоговдвижение пальцами, инеменее 100 — приводимоговдвижение кистью.
5.2 Размеры, форма и угол наклона опорной поверхности педали должны обеспечивать устойчи
вое положениеногиоператора. Угол разворота от продольной оси сиденья опорных площадок педалей,
приводимых в действие стопой ноги, не должен превышать 15е. Педали должны иметь поверхность,
которая препятствует скольжению илегко очищается.
Ширина педали должна быть. мм. не менее:
40. если усилие нажатия на педаль не более 60 Н.
60. если усилие нажатия на педаль более 60 Н.
Просвет между расположенными рядом педалямидолжен быть, мм. не менее:
20. если усилие нажатия на педаль не более 60 Н;
50. если усилие нажатия на педаль более 60 Н.
5.3 Усилия на органах управления должны быть:
- на органах управлениядвигателем внутреннегосгорания — не более 50 Н;
- на рулевом колесе при движении машины со скоростью не менее 8 км/ч на горизонтальном учас
тке с сухим твердым покрытием — не более 115 Н;
- на органах управления машиной, используемых при перемещении ее собственным ходом, не
более 120 Ндля рычагов и 245 Н— для педалей; на педаляхтипа тормозной — не более 300 Н;
- на органах управления рабочим оборудованием, используемым в каждом рабочем цикле, не
более: 60 Н — для рычагов, маховиков управления и штурвалов. 120 Н — для педалей;
- на органах управления, используемых не более пяти раз в смену, не более 200 Н для рычагов,
маховиковуправления и штурвалов. 300 Н — для педалей;
- на маховиках ручного привода арматуры трубопроводов в момент запирания запорного органа
(или страгивания при открытии) — неболее 450 Н.
5.4 Органы управления машин, используемые в каждом рабочем цикле и при перемещении ее
собственным ходом, должны располагаться взонах комфорта, а редко используемые (не чаще пяти раз в
смену) — в зонах досягаемости в соответствии с ГОСТ 27258, а также находиться в зоне видимости
оператора.
Если машины оснащены педалями стакими жефункциями, каки наавтомобилях, тоэти педали для
исключения ошибокоператора должны бытьрасположены также. какина автомобилях(педаль сцепле
ния — слева, тормозная педаль посредине, педаль газа — справа).
Рычаги управления, рулевое колесои педали недолжны мешать входуоператора на рабочее мес
тоивыходуснего, а такжедолжна бытьисключена возможностьслучайного их включения или смещения в
опасное положение.
5.5 Расположение органов управления стационарных машин — по ГОСТ 22269. Общие требова
ния корганам управления стационарных машин — поГОСТ 12.2.049. ГОСТ 12.2.061 и ГОСТ 12.2.064.
5.6 Перемещение органов управления относительно нейтрального положения должно произво
диться втом же направлении, что ирабочеедвижение, которым они управляют, если только комбиниро
ваниеорганов управления или установившаяся практика недиктуют иное решение.
5.7 Органы управления должны возвращаться в нейтральное положение сразу после прекраще
ния оператором воздействия на них. если толькоуправление машиной или ее рабочим оборудованием
не требует иного, например:
при необходимости постоянно включенного положения;
при автоматическом включении;
если нейтральное положение связано с определенной функцией.
5