ГОСТ 22283—2014
Приложение В
(рекомендуемое)
Контроль авиационного шума
Контроль авиационного шума на территориях вблизи аэропорта осуществляют с помощью
аэродромной системы контроля шума, представляющей собой комплекс автоматических или
автоматизированных средств измерения, передачи, регистрации и обработки информации о
характеристиках воздействующего шума и включающей пункты контроля шума (ПК), систему
передачи информации и центральную станцию (ЦС) обработки информации.
Система контроля должна обеспечивать получение:
- значения максимальных уровней шума;
- эквивалентных уровней шума с осреднением за различные периоды времени;
- превышения допустимых уровней;
- исходной информации, необходимой для оценки вклада отдельных типов ВС или парка ВС
отдельных авиакомпаний в общее воздействие шума.
В ПК выполняют измерение звукового сигнала и его регистрацию, затем результаты измерений
передают на ЦС для дальнейшей обработки, включающей анализ полученной информации как из ПК,
так и из службы движения и метеостанции аэропорта (рейс с указанием авиакомпаний и типа ВС,
время вылета или прибытия, используемая взлетно-посадочная полоса (ВПП), маршрут вылета,
метеоусловия и другая информация, необходимая для идентификации событий и сравнительной
оценки).
ПК размещают таким образом, чтобы обеспечить решение всех задач по контролю шума на
территориях в окрестностях аэропорта при минимальных затратах на оборудование и эксплуатацию
системы. Число, тип и размещение ПК зависят от особенностей эксплуатации конкретного аэропорта и
расположения районов жилой застройки вблизи него.
ПК могут быть стационарными и передвижными. Последние используются для решения
оперативных задач, связанных с проверкой жалоб населения, разовым контролем в местах
возможного превышения допустимых уровней шума, для вновь возводимых строений, выбора мест
для возможного размещения зон отдыха, больниц и т. п„ а также для предварительных исследований
по обоснованию выбора мест расположения стационарных ПК.
Обычно ПК используются в составе автоматических систем контроля с передачей информации
по телефонной линии или по каналам радиосвязи, а также с помощью сети интернет. Стационарные
ПК могутбытьавтономными(обеспечивающимирегистрациюихранениеинформации
непосредственно в месте регистрации).
Контроль шума в окрестностях аэропортов осуществляют непрерывно или в отдельные
промежутки времени. Временный контроль проводят для оценки существующей в аэропорту
ситуации, проверки эффективности отдельных мероприятий по снижению шума и выборочного
контроля их использования, причем длительность проведения контроля зависит от поставленных
целей. Круглосуточный контроль обеспечивает регистрацию всех случаев нарушения установленных
ограничений, обеспечивая тем самым максимальную эффективность применяемых в аэропорту
методов снижения шума.
Система устанавливаемых в ПК ограничений предусматривает использование в качестве
максимально допустимых:
- уровни, регламентируемые на территории жилой застройки в окрестностях аэропортов
действующими стандартами;
- уровни, установленные для ВС конкретных типов или групп из условий максимального
снижения шума при повседневной эксплуатации.
Информацию о местах размещения ПК, установленных максимально допустимых уровнях шума
и рекомендациях по их соблюдению обязательно помещают в установленной документации,
определяющей правила эксплуатации ВС в данном аэропорту.
Результаты контроля авиационного шума представляют в виде периодического (обычно
месячного) информационного бюллетеня контроля. Подготовку такого бюллетеня осуществляют для
информацииэксплуатирующихорганизацийозарегистрированныхслучаяхнарушений
установленных в аэропорту требований по шуму, а также обобщения статистической информации о
характеристиках шума в окрестностях аэропорта. В бюллетень включают:
- расположение используемых для контроля шума ПК и допустимые в них уровни шума;
- перечень ВС. превысивших установленные в ПК ограничения;
- метеоусловия при регистрации нарушения;
9