ГОСТ Р 56074—2014
Введение
Информационная поддержка изделий авиационной техники (ИПИ-АТ) для проектировщиков и
производителейавиационной техники в целях функционирования Системыменеджмента
безопасности авиационной деятельности (СМБ-АД) в процессе жизненного цикла (ЖЦ) воздушного
судна (ВС) базируется на использовании единой интегрированной модели изделия и его жизненного
цикла, а также функциональных связей разработчика, изготовителя, субподрядчиков, эксплуатантов,
других объектов авиатранспортного комплекса. Эта модель должна настолько полно описывать все
стороны функционирования ВС, чтобы выступать в роли одиного источника информации для любых
выполняемых в ходе создания и эксплуатации ВС процессов.
В основе управления безопасностью авиационной деятельностикомпании должна лежать
идеология внутренней интегрированной среды, которая представляет собой технологию управления
ИТ - коммуникациями компании.
При реализации ИТ - коммуникаций различают следующие уровни:
- аппаратный;
- программный;
- информационный.
С точки зрения аппаратного и программного уровней ИТ - коммуникации - это организация
надежных каналов соединения и передачи информации без искажений, а также организация
хранения информации и эффективного доступа к ней.
Аппаратный и программный уровни коммуникаций являются обеспечивающими.
Информационное обеспечение может иметь разную базовую технологию передачи и хранения
информации: бумажные документы, письма и записки, доски объявлений, корпоративные и
отраслевые газеты, телефоны, сеть - интернет, данные обязательных и добровольных сообщений.
Основой управления безопасностью авиационной деятельностикомпании является база
знаний компании, в которой сотрудники могут быстро найти информацию для ее анализа с точки
зрения менеджмента безопасности авиационной деятельности (МБ-АД) и принятия правильного
решения на своем уровне.
Формирование и организация управления безопасностью авиационной деятельности компании
на базе интегрированного информационного пространства представляет собой взаимосвязь четырех
компонентов:
1) формализованное описание процессов ЖЦ ВС и функционирования компании, влияющих на
безопасность авиационной деятельности компании;
2) координации работы субподрядчиков в области управления безопасностью авиационной
деятельности;
3) коммуникационной сети (взаимодействие разработчиков, производителей, субподрядчиков,
эксплуатантовидругихучастниковавиатранспортногокомплексавинтегрированном
информационном пространстве):
4)организационнойкультурывобластибезопасностиавиационнойдеятельности
(сотрудничество, партнерские отношения).
Формирование Системы ИТ - управления безопасностью авиационной деятельности проводят
на основе формализованного описания производственных и бизнес - процессов, их технологий и
связей. Программно-коммуникационная среда функционирования СМБ-АД в процессе ЖЦ ВС
опирается на непрерывную информационную поддержку ЖЦ компании.
Деятельность организаций по обеспечению функционирования Системы менеджмента
безопасности авиационной деятельности (СМБ-АД) в течение их жизненного цикла допускается
рассматривать как систему взаимосвязанных процессов. Менеджмент этих процессов реализует
процессный подход.
Для результативного и эффективного мониторинга летной годности ВС разработано следующее
семейство стандартов на информационно - авиационные системы мониторинга летной годности ВС:
- ГОСТ Р (настоящий стандарт) - определяет требования к информационной поддержке
изделий авиационной техники (ИПИ-АТ) для проектировщика и производителя авиационной техники.
Ill