ГОСТ Р 56073—2014
[ГОСТ 20886-85. статья 9]
3.3 реляционная база данных: База данных, реализованная в соответствии с реляционной
моделью данных.
[ГОСТ 20886- 85. статья 14]
3.4 элемент данных: Порция данных, в контексте использования которой отсутствует способ
выделения из нее порции, отличной от нее самой.
[ГОСТ 20886-85. статья 47]
3.5 язык описания данных: Язык, предназначенный для описания схем без данных.
[ГОСТ 20886-85. статья 57]
4 Требования к структуре базы данных
4.1 Общие положения
Структура базы данных поставщика обслуживания должна обеспечивать:
—возможность приема информации из баз данных других поставщиков обслуживания для под
держания информации об объектах баз данных в актуальном состоянии;
—одновременную работу множества пользователей с информацией, находящейся в базе дан
ных. в реальном времени;
—хранение информации по контролируемым факторам риска, определенным поставщиком об
служивания для безопасности своей авиационной деятельности.
Пример
—
Структура базы данных эксплуатантов гражданской авиации должна обес
печивать заинтересованных пользователей возможностями контроля и мониторинга
производственных процессов предприятия, а также контроля факторов риска, связанных с
технической эксплуатацией авиационной техники, в частности, факторов риска экс
плуатации неаутентичных компонентов авиационной техники, использования неактуаль
ной эксплуатационной документации, нарушения утвержденных процессов технической
эксплуатации, недостатков подготовки авиационного персонала, недостатков процессов
обеспечения и т.п.
Организационно—функциональная структура базы данных поставщиков обслуживания должна
включать в себя совокупность функционально взаимосвязанных между собой компонентов, обеспе
чивающих:
—сбор от внешних источников, регистрацию и учет информации о факторах риска;
— ведение нормативно—справочной информации в рамках функционирующих производствен
ных процессов;
— организацию накопления и долговременного хранения информации;
— формирование и представление информационных массивов для решения прикладных задач
функционирующих производственных процессов;
— автоматизированное формирование выходных документов на заданных формах с установ
ленной периодичностью;
— получение, обработку и размещение информации из обменных файлов, поступивших из баз
данных других поставщиков обслуживания;
— подготовку (формирование) обменных файлов с исходной информацией, направляемых дру
гим поставщикам обслуживания, в рамках задач по контролю и мониторингу факторов риска для
безопасности авиационной деятельности.
Собранная в базах данных информация о безопасности полетов в соответствии с соглашениями
с внешними заинтересованными сторонами, включая национальные, региональные, наднациональ
ные и международные организации, может быть использована для выверки информации, имеющейся
в базе данных государственной системы сбора информации о безопасности полетов, что будет спо
собствовать сокращению дублирования и повышению эффективности мониторинга.
Форматы данных, используемые в базах данных, должны быть едиными для всей распределен
ной сети баз данных единого информационного пространства.
Структура систем менеджмента безопасности авиационной деятельности основана на принципе
взаимодействия баз данных поставщиков обслуживания, интегрированных в сеть распределенных
баз данных единого информационного пространства. При этом сохраняется возможность непосред
ственного взаимодействия между базами данных отдельных поставщиков обслуживания, и реализу
ется основная задача процесса управления безопасностью полетов — обеспечение проактивного и
прогностического методов управления безопасностью полетов на основе интеграции потоков инфор
мации о безопасности полетов в базе данных государственной системы сбора информации.
Схема информационной структуры системы менеджмента безопасности авиационной деятель
ности на уровне единого информационного пространства представлена на рисунке 1.
2