2
Стандарт соответствует стандарту Международной организации гражданской авиации (Приложение 16 «Охрана окружающей среды» к конвенции о Международной гражданской авиации), в части норм выбросов загрязняющих веществ двигателями и методов их определения.
Пояснения терминов, применяемых в настоящем стандарте, приведены в справочном приложении 1.
1. НОРМЫ ВЫБРОСОВ
1.1. Выбросы загрязняющих веществ, определенные для типа двигателей в целом в соответствии с разд. 2-4, не должны превышать значений, приведенных в табл. 1.
Таблица 1
Загрязняющие вещества | Характеристика выброса загрязняющего вещества | Норма |
Твердые частицы, преимущественно сажа (дым) | Параметр выброса сажи (D) | 83,6 (Rвзл)-0,274 - для двигателей с Rвзл >6,53 кН |
50 - для двигателей с Rвзл ≤ 6,53 кН |
Несгоревшие углеводороды (СхНу) | Удельная масса выброса (wj) г/кН | 19,6 |
Окись углерода (СО) | 118 |
Окислы азота (NОх) | 40 + 2 π |
Примечания:
1. В таблице приняты следующие обозначения:
Rвзл - расчетная сила тяги на взлетном режиме, для двигателей данного типа в статических условиях при международной стандартной атмосфере (МСА) на уровне моря без впрыска воды, кН;
π - степень повышения давления на взлетном режиме.
2. Удельную массу выбросов загрязняющих веществ следует рассчитывать по формуле
(1)
где Mj - масса загрязняющего вещества j, выбрасываемого двигателем за условный цикл взлетно-посадочных операций, г.
1.2. Нормы выбросов загрязняющих веществ, определенные при испытаниях двигателей в соответствии с разд. 2-4, являются их технической характеристикой и распространяются на все двигатели данного типа, имеющие неизменные конструкцию камеры сгорания и режимы работы.
1.3. Для двигателей, создаваемых после введения настоящего стандарта, нормы выбросов загрязняющих веществ устанавливают в техническом задании на двигатель, при этом не превышают норм табл. 1.
1.4. Выброс в атмосферу или слив на стоянку самолета топлива, стекающего из форсунок и коллекторов камеры сгорания в нижние точки газовоздушного тракта, в отстойники, дренажные и другие полости и емкости после останова двигателя, завершающего нормальные наземные или полетные операции, не допускается. Указанное топливо используют по прямому назначению.
1.5. Для двигателей, создаваемых после введения настоящего стандарта, требования о предотвращении выброса в атмосферу или слива топлива на стоянку самолета устанавливают в техническом задании на двигатель, но не ниже, чем требования по п. 1.4.
2. МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРА ВЫБРОСА САЖИ ДЛЯ ОТДЕЛЬНОГО ОБРАЗЦА ДВИГАТЕЛЯ
2.1. Определение выброса сажи
2.1.1. Определение параметра выброса сажи заключается в измерении фотометром коэффициента отражения света q от фильтра, через который пропущена проба газа из струи отработавших газов двигателя.