ГО СТ 31592— 2012
Приложение В
(рекомендуемое)
Методика контроля и диагностики технического состояния подшипников редукторов
по уровню ударной вибрации
Для оценки текущего состояния подшипниковых узлов редукторов и других механизмов и машин и своевре
менного обнаружения первых признаков начала разрушения (выкрашивания на рабочих поверхностях колец и тел
качения) в работающем подшипниковом узле без его остановки и разборки наиболее целесообразно применение
методов и приборов виброакустической диагностики и. особенно, приборов для оценки ударной вибрации.
Применение периодического контроля виброакустичесхих характеристик, возникающих на корпусе подшип
никового узла, позволяет практически исключить неожиданный аварийный выход из строя и особенно необходим в
случаях, если аварийный выход изстроя может привести кжертвам или значительным экономическим потерям.
Для оценки ударной вибрации, возникающей при первых признаках выкрашивания, следует применять при
боры. которые, в основном, чувствительны квысокочастотным ударным импульсам в области частот, превышаю
щих 20 кГц (переносные приборы «Контест — 073Ко и др.).
Наблюдение с помощью приборов состоит из следующих этапов.
Предварительно производят оценку виброхарактеристик подшипниковых узлов в начале работы редуктора.
Полученные на приборе количественные показатели фиксируют и заносят в эксплуатационный паспорт подшип
никовых узлов, отмечая одновременно характер нагрузки редуктора идату замера. Затем, через 1— 3 мес эксплу
атации производят следующий замер, желательно при аналогичных условиях нагружения, данные фиксируют и
сопоставляют с данными предыдущего замера. Далее проверки производят с указанной периодичностью, посто
янно сопоставляя результаты. В период нормального установившегося режима (после приработки) результаты
измерения обычно близки.
Возникновение нарастания показаний прибора указывает либо на нарушение подачи смазки, появление в
ней посторонних частиц, либо на появление первых признаков выкрашивания. Освоение особенностей работы
прибора позволяет разделять указанные явления.
При появлении отмеченного нарастания следует резко сократить интервалы между проверками. В случае
подтверждения нарастания ударной вибрации необходимо произвести останов редуктора и смену подшипника.
17