ГОСТР ИСО 3382-1—2013
П р и м е ч а н и е — Если при воспроизведении применяют транспонирование частоты, то соответствую
щая частота транспонирования будет равна целому числу стандартных 1/3-октавных частот или октавных частот,
если «кратно трем.
При использовании магнитофона постоянная времени устройства для записиспада уровня звуко
вогодавления (см. 4.2.2.4)связана саффективным временем реверберации 7. подлежащего воспроиз
ведению сигнала, которое будет отличаться от времени реверберации реального помещения, если
скорость воспроизведения не равна скорости записи.
Если спад был записан для воспроизведения через фильтры и интегрирующее устройство, то
целесообразно во время воспроизведения откликовобратитьих во времени [10].
4.2.2.4 Устройства записи спада уровня
В устройствахзаписи (и отображения и/или оценки)спададолжны использоваться:
a) экспоненциальноеусреднение с формированием навыходе непрерывной кривой:
b
) экспоненциальное усреднение с формированием на выходе последовательности выборочных
точекнепрерывной кривой:
c) линейное усреднениес формированием навыходе последовательности линейно усредненных
значений (в некоторых случаяхс паузами между выполнением усреднения).
Время усреднения, т. е. постоянная времени экспоненциального усредняющего устройства (или
эквивалентная ей величина), должно быть равно 7/30 или максимально близко к данному значению.
Аналогично время усреднения линейного усредняющего устройства должно быть меньше 7/12, где 7
— подлежащееизмерению времяреверберацииили. всоответствующем случае, эффективноевремя
реверберации, какуказано в предпоследнем абзаце 4.2.2.3.
В устройствах, где запись спада формируется последовательностью точек, интервал времени
междуточками записидолжен бытьне менеечем в 1.5раза меньше постоянной времени устройства.
При визуальной оценке кривой спада выбирают такой масштаб времени при отображении кривой,
чтобы ее наклон был близок к45°.
П р и м е ч а н и е 1 — Время усреднения экспоненциальноусредняющегоустройства равно-*, 34д6(= 101д(е)],
разделенному на скорость спада отклика устройства вдб/с.
П р и м е ч а н и е 2 — Стандартные регистраторы уровня, в которых уровень звукового давления записы
вается в виде графической зависимости от времени, практически эквивалентны экспоненциально усредняющему
устройству.
П р и м е ч а н и е 3 — При использовании экспоненциально усредняющего устройства имеется некоторое
преимущество, заключающееся в возможности установки времени усреднения много больше Г/30. При использо
вании линейно усредняющего устройства невозможно установить интервал между точками кривой спада значи
тельно больше Г/12. В некоторых методах последовательных измерений целесообразно выбирать
соответствующее время усреднениядля каждой частотной полосы. Вдругихметодах это нецелесообразно ивремя
усреднения или интервал времени для всех частотных полос выбирают превышающим наименьшее время ревер
берации в некоторой полосе.
4.2.2.5 Перегрузка
В любом режиме работы не следуетдопускать перегрузки средств измерений. При использовании
импульсного источника звукадля контроля перегрузки следует применять индикатор пикового уровня.
4.3 Точки измерения
Позиции источника звука должны выбираться там же, где обычно размещаются естественные
источники вданном помещении. Следуетиспользоватьне менеедвух позиций источника. Акустический
центр источникадолжен быть расположен на высоте 1.5м над полом.
Точки измерения должны выбираться там же, где обычно находятся слушатели. При измерении
времениреверберацииважновыбратьточки повсему пространству. Дляакустическихпараметров, опи
санных в приложенияхА и В.должна бытьобеспеченатакже возможностьизменения позиции микрофо
на в помещении. Точки измерения должны отстоять друг от друга на расстоянии не менее половины
длины волны, т. е. на расстоянииоколо 2мдляобычногодиапазона частот. Расстояниеотточки измере
ниядо ограждающих поверхностей, включая пол, должно быть не менеечетвертидлины волны (обычно
1м). Пояснения приведены в А.4.
Сцельюослабления влияния прямогоизлучениянеследуетрасполагатьмикрофонвблизилюбого
источника звука. Впомещенияхдляпрослушиванияречии музыкивысота микрофонанадполомдолжна
быть 1.2 м, соответствуя высотеуха среднего слушателя, сидящего на типичном кресле.
Точки измерения следует выбирать так, чтобы предотвратить доминирующие воздействия,
вызванные, например, отличиями времени реверберации в разных частях помещения. Очевидными
примерамиявляютсяотличия времени реверберациидля сидячих мест вблизистен, нижнихповерхнос-
4