ГОСТР ИСО 3382-1—2013
3.3 метод интегрированной импульсной переходной характеристики (integrated impulse
response method): Метод определениякривыхспада путеминтегрированияобращеннойвовремени воз
веденной в квадрат импульсной переходной характеристики.
1(1].3.4]
3.4 импульсная переходная характеристика (impulse response): Изменение во времени звуко
вого давления в некоторой точке помещения в результате излучения импульса Дирака в другой точке
помещения.
((11.3.5]
П р и м е ч а н и е — На практике невозможносоздать иизлучить настоящую дельта-функцию Дирака, одна
ко вцеляхизмерений кратковременные нестационарныезвуки (например, звуки выстрелов) могутоказаться еепри
емлемой аппроксимацией. Альтернативным методом измерения является применение сигнала типа
периодической псевдослучайной последовательности максимальной длины (ЛСПМД) или другого детерминиро
ванного сигнала сплоским спектром, как усинусоидальногосигнала слинейно изменяющейся частотой иобратным
преобразованием измеренного отклика в импульсную переходную характеристику.
3.5 время реверберации (reverberation time) Т,с: Время, необходимоедля спада среднейпопро
странству плотности звуковой энергии в ограниченном объеме на 60 дБ от первоначального уровня
после выключения источника звука.
П р и м е ч а н и е — Времяреверберацииможнооценитьнаменыьем.чембОдБ.интервалеспоследующей
экстраполяцией на весь интервал изменения кривой спада. При этом используют специальные обозначения. Так
при определении времени реверберации по кривой спада на интервале от 5до 2S дБ его обозначают V Если для
определения времени реверберации используют интервал значений кривой спада от 5до 35 дБ. то его обозначают
гзо-
3.6 степень заполненности помещения
3.6.1 помещение не заполнено (unoccupied state): Состояние помещения, подготовленного для
выступленияисполнителейв присутствиизрителей, нопри отсутствии указанныхлиц. а вслучаеконцер
тных залов и оперных театров — желательно без стульев исполнителей, без музыкальных и ударных
инструментов ианалогичногооборудования.
3.6.2 репетиционное заполнение (studio state): Состояние помещения (для воспроизведения
речиили музыки)в присутствииисполнителей итехническихспециалистовв обычно необходимом коли
честве (например, во время репетиции или звукозаписи), но при отсутствии зрителей.
3.6.3 полное заполнение (occupied state): Состояние помещения зала или театра, когдазанятоот
80 %до 100 % зрительских мест.
П р и м е ч а н и е — Время реверберации помещения зависит от числа присутствующих в нем зрителей, в
силу чего приведенные выше определения степени заполненности необходимы при измерениях.
4Условия измерений
4.1 Общие положения
Измерение времени реверберации может производиться при любой или всехстепенях заполнен
ности помещения. Если помещение оборудовано техническими средствами для изменения его акусти
ческих характеристик, то целесообразно провести измерения отдельно для каждого технического
средства при его обычных настройках. Температура и относительная влажность воздуха в помещении
должна измеряться с точностью ± 1 °С и л5 %соответственно.
Д
л
я
оценки результатов, полученных на основе времени реверберации, имеет значение точность
описаниястепенизаполненности помещения. Чрезмерное заполнение зала (например, при концертахс
необычно большими оркестрами или в присутствии хора или стоящих зрителей) должно отмечаться в
протоколе испытаний.
В театрахследует различать состояния «противопожарныйзанавес поднят» и «противопожарный
занавесопущен», «оркестровая ямаоткрыта» и «оркестровая яма закрыта», а также «оркестрразмещен
на сцене» при наличии или отсутствии концертных ограждений. Измерения целесообразно выполнить
во всех указанных случаях. Если противопожарный занавес поднят, то следует описать декорации на
сцене.
Если технические средства являются активными (т. е. электронными), то следует также измерить
ихвлияние. Однаконекоторыеэлектронныесистемы улучшениявремени реверберациисоздаютнеста
ционарныеусловия в помещении, поэтому не существуетединственной импульсной переходной харак-
2