ГОСТ Р 55834—2013
Возможно, одним из главных стимулов для улучшения своих экологических показателей для рос
сийских фирм может стать кредитование в западных банках. Но перед получением любого значитель
ного кредита предприятие должно проходить тщательный аудит, в том числе и экологический: без этого ни
один западный банк не предоставит кредита сомнительной с экологической точки зрения фирме. На
сегодня необходимость получения зарубежных кредитов стала важной причиной модернизации произ
водства и инвестирования в экологический менеджмент.
Таким образом, возникает острая необходимость в том. чтобы каждый конкретный природополь-
зователь формулировал свой подход к менеджменту окружающей среды, уделяя ей определенное ме
сто в системе своих приоритетов и планировании хозяйственного развития. Как правило, все эти функ
ции выполняет документ, известный как экологическая политика компании.
Инициирование зарубежными промышленными компаниями деятельности по разработке и обо
снованию экологической политики напрямую связано с развитием системы экологического менеджмен та
как одного из самых эффективных инструментов, позволяющих успешно осуществлять природо
охранную деятельность. Одной из первых компаний, обнародовавшей свою экологическую политику,
стала компания Royal Dutch/Shell Group: в 1960 году ею были приняты основные принципы природоох
ранной деятельности.
К сожалению, в современном российском бизнесе реализация экологической политики сталкива
ется с определенными трудностями. Одна из основных проблем заключается в том. что составление
соответствующегодокумента зачастую осуществляется формально, к тому же практически отсутствуют
примеры удачной реализации грамотной экологической политики, а все это приводит к тому, что ее
разработка зачастую рассматривается как малофункциональный «придаток», и в ходе работы над ней
допускаются серьезные просчеты.
Соответственно все эти недостатки сказываются и на реализации экологической политики орга
низации.
Настоящий стандарт, разработанный с учетом действующих национальных стандартов Россий
ской Федерации в сфере экологического менеджмента исодержащий исчерпывающую информацию по
важной для условий деятельности организаций в составе ВТО. может оказать существенную методиче
скую и практическую помощь тем, кто затрудняется сформулировать свою экологическую политику или
не до конца понимают ее значение в условиях современного бизнеса.
В основу настоящего стандарта положены известные принципы учета негативных воздействий
на окружающую среду (с учетом ее сохранения и защиты), а также четыре стратегических функции
экологического менеджмента (три из которых, кроме ресурсной, были сформулированы в Германии):
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ (гарантирующая право на благоприятное существование всех поколений),
СОЦИАЛЬНАЯ (с обеспечением качества образа жизни в регионе), РЕСУРСНАЯ (связанная с уровнем
жизни населения) и ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (влияющая на качество красивых, надежных и традиционно
при емлемых для этноса вещей).
В соответствии с четырьмя стратегическими функциями экологического менеджмента установле
ны стратегические требования по экологически состоятельному обращению с отходами, социальные
стратегии и риски деятельности, технологические и ресурсные стратегии деятельности.
Такая структура позволяет охватить (см. рисунок 1) в содержании настоящего стандарта все че
тыре блока стратегий (законодательно-экологических в Целе-Экосфере. социально-организационных
в Социосфере, описательно-технологических в Техносфере, мониторинга окружающей среды в Ресур-
сосфере с возвращением в социосферу на предмет информирования общественности о своей
дея тельности), обеспечивающих в качестве «рамочных» стратегическихограничений (ГОСТ Р 51750—
2001 «Энергосбережение. Методика определения энергоемкости при производстве продукции и
оказания услуг в технологических энергетических системах. Общие положения») при одновременном
их учете устойчивость любой хозяйственной деятельности.
V