ГОСТ Р 55834—2013
Введение
В условиях хозяйственной деятельности отечественных предприятий после вступления России в
ВТО одной из приоритетных задач бизнеса становится внедрение систем экологического менеджмента
(на основе серии ГОСТ Р ИСО 14000) наряду с системами менеджмента качества (на основе серии
ГОСТ Р ИСО 9000). безопасности труда (на основе серии стандартов на безопасность труда и серии
OHSAS 18000) и энергоэффективности (на основе BS EN 16001:2009 «Системы энергетического ме
неджмента. Требования и руководство по применению»).
Требования по охране окружаюшей среды на стадиях жизненного цикла продукции и на этапах
технологического цикла отходов, как правило, предприятия различных форм собственности устанавли
вают в политике по обеспечению качества, реже — в самостоятельной в экологической политике или в
различных сочетаниях, тем самым не охватывая многие из элементов хозяйственной деятельности,
которые способствуют и обеспечивают сохранение и защиту окружающей среды от негативного влия ния
хозяйственной деятельности.
Компании не спешат (и не заинтересованы законодательно) вкладывать деньги в экологию, что
помимо непосредственного ущерба окружающей среде ведет к еще большему углублению пропасти
между отечественным и зарубежным бизнесом в экологической сфере.
Деятельность по экологической сертификации производств показала, что с заявками на нее
обращаются преимущественно те природолользователи (предприятия, организации, компании, фирмы и
др.), кто уже имеют сертификаты соответствия на системы качества. В то же время наличие тех и
других сертификатов не всегда позволяет продавать продукцию с достаточной прибылью.
В сфере финансового обеспечения охраны и восстановления окружающей среды и природных
ресурсов сложилась многолетняя тенденция сокращения расходов государства на экологические цели.
Формирование государственного бюджета из года в год осуществляется с нарушениями действующего
законодательства, в том числе и международного. В частности, не должно предусматриваться финан
сирование объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Иг
норируются требования законодательства о платности природопользования, введении специального
экологического налога на экологически опасные виды продукции и технологии. Это своего рода ком
пенсация за вред, причиненный окружающей среде. Таким образом, принцип «загрязнитель платит»,
введенный в России в 1992 году, в полной мере не работает.
Прежде всего нужно преодолеть сложившийся в обществе пагубный стереотип общественного
сознания о приоритете экономических интересов над экологическими. Только в таких условиях при
родоохранная деятельность, требующая больших затрат финансовых средств, может стать объектом
значительных инвестиций.
Менеджмент нередко определяют как управленческую деятельность в условиях ограниченности
ресурсов с целью извлечения максимума из имеющихся у предприятия ресурсов. В последние десяти
летияуправленческая наука стала все теснее соприкасатьсяс такими специальными областями знания,
как маркетинг, логистика, автоматизированные системы планирования, различные области прикладной
психологии и социологии. В ряду таких областей знания все большее значение приобретает экология,
что и приводит к выделению такого раздела управленческой науки, как экологический менеджмент, все
более определяющий конкурентоспособность субъектов и объектов хозяйственной деятельности.
У человека, не знакомого со сложившейся на мировом рынке ситуацией, может возникнуть во
прос: почему экология попала в этот список? Казалось бы. это сугубо добровольное дело, вопрос со
знательности компаний, относящийся более к сфере социальной ответственности товаропроизводи
теля. В реальности же экология давно стала одним из мощнейших факторов конкурентной борьбы:
без соблюдения ее правил, любая компания должна забыть о выходе на международный рынок, даже
если качество ее продукции вне подозрений. Это наглядно иллюстрируют уже имевшие место провалы
отечественного авто- и авиастроения. Например, сертифицированные в России самолеты не соответ
ствуют по шуму и выбросам международным требованиям, автомобили в среднем хуже американских в
три раза, а нормы Евро-3 были внедрены лишь в 2008 г., хотя в Европе они действуют с 2000 г. На рынке
экологической сертификации превалируют иностранные компании, а со вступлением России в ВТО их
будет еще больше.
IV