14
7.5 Коэффициент сопротивления задвижек определяют в ходе приемочных испытаний. Допускается по разрешению разработчика задвижек, согласованному с заказчиком и предприятием-изготовителем, определять коэффициент сопротивления в ходе квалификационных либо первых периодических испытаний.
7.6 Показатели надежности задвижек, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не указано иное, подтверждают в ходе приемочных и периодических испытаний. Допускается подтверждать показатели сбором и анализом данных, полученных в процессе эксплуатации. В этом случае методику сбора и анализа данных определяет разработчик задвижек и согласовывает ее с организацией, эксплуатирующей задвижки.
7.7 Типовые испытания задвижек проводят либо по программе разработчика, либо по программе, разработанной предприятием-изготовителем и согласованной с разработчиком задвижек.
8 Методы контроля
8.1 Испытательное оборудование, в том числе установленные на нем контрольно-измерительные приборы, должны обеспечивать условия испытаний, регламентированные настоящим стандартом, стандартами (ТУ, КД) на конкретные задвижки.
Испытательное оборудование не должно оказывать на задвижки механического воздействия, не предусмотренного в ЭД на задвижки.
8.2 Предельные отклонения параметров при проведении контрольных операций, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не указано иное, должны быть:
±1,0 % - давление;
±5 °С - температура;
±1 с - время.
Предельные отклонения для остальных параметров оговаривают в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки.
8.3 В качестве пробного вещества, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не указано иное, применяют воду, сжатый воздух, керосин по НД, действующей на предприятии-изготовителе.
Качество пробных веществ должно исключать коррозионное воздействие на задвижки и испытательные устройства, вредное воздействие на персонал.
Качество сжатого воздуха должно быть не хуже регламентированного ГОСТ 17433 для класса 9 (кроме испытаний на герметичность затвора) и в соответствии с ГОСТ 9544 (при испытании на герметичность затвора).
Качество керосина указывают в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки. Допускается многократное использование в качестве пробного вещества питьевой воды по ГОСТ 2874.
Если в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку не указано иное, пробное вещество (воздух, воду или керосин) выбирает изготовитель.
8.4 Задвижки, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не указано иное, располагают так, чтобы при заполнении задвижки водой (керосином) обеспечивалось максимальное вытеснение воздуха из ее полостей. Объем невытесненного из полостей воздуха не должен при пробном давлении Рпр превышать 0,010 м3, а произведение объема вытесненного воздуха в кубических метрах на пробное давление Рпр в мегапаскалях, - 0,008 МПа?м3. В противном случае значение невытесненного объема воздуха обеспечивают испытательным устройством.
8.5 Визуальный контроль (5.1.1)
8.5.1 Отсутствие повреждений и соответствие задвижки спецификации, сборочному чертежу устанавливают визуально.
8.6 Испытания на прочность и плотность материала деталей и сварных швов,