8
мм на расстоянии не менее 5 м от конца каната. За длину шага свивки принимается среднее арифметическое не менее, чем трех измерений.
4.6. Длина каната определяется по счетчику при его изготовлении.
4.7. Проверка нераскручиваемости каната должна осуществляться удалением перевязок и мест заварки. В нераскручивающихся канатах пряди в канатах двойной и тройной свивки, наружные пряди в многопрядных канатах, проволоки в канатах одинарной свивки могут раскручиваться на расстоянии не более одного шага свивки от конца каната или могут раскручиваться на расстоянии не более пяти шагов свивки таким образом, чтобы их можно было легко возвратить в прежнее положение. Металлическим сердечники при этом могут быть раскручивающимися.
4.8. Для проверки степени уравновешенности канат длиной, равной 50 его диаметров, свободно располагают на горизонтальной поверхности и измеряют максимальное отклонение оси каната от прямой, проведенной между его концами.
4.9. Диаметры проволок должны проверяться микрометром по ГОСТ 6507 с ценой деления 0,01 мм в двух взаимно перпендикулярных направлениях в одном поперечном сечении проволоки на прямолинейном участке.
4.10. Испытание проволок на растяжение проводят по ГОСТ 10446.
4.11. Испытание проволок на скручивание проводят по ГОСТ 1545.
4.12. Испытание проволок на перегиб проводят по ГОСТ 1579.
4.13. Качество цинкового покрытия должно проверяться по ГОСТ 7372.
4.14. Суммарное разрывное усилие всех проволок в канате (Р) в ньютонах вычисляют по результатам испытания проволок на растяжение по формуле

где i - число групп проволок одинакового диаметра;
z - количество испытанных проволок каждой группы по диаметру;
Рz - разрывное усилие одной проволоки данной группы по диаметру, Н;
п - количество проволок каждой группы по диаметру.
4.15. Проверка разрывного усилия каната в целом должна проводиться на разрывной машине с максимальным усилием, не превышающим предполагаемое разрывное усилие каната более чем в пять раз, и в соответствии с приложением 3.
Испытание считают действительным, если разрывное усилие каната соответствует требованиям стандарта на сортамент. В случае несоответствия разрывного усилия стандартным значениям проводится повторное испытание, результаты которого являются окончательными, если разрыв образца произошел не ближе 50 мм от места закрепления концов каната.
4.16. По согласованию с потребителем допускается использовать для контроля механических свойств проволок в канате и подразделения канатов по маркам и маркировочным группам методы статистической обработки результатов, изложенные в приложении 4. Для канатов грузового назначения допускается применение других статических методов контроля механических свойств.
5. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
5.1 Канаты транспортируют транспортом всех видов в крытых и открытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на транспорте данного вида. Размещение и крепление грузов при железнодорожных перевозках осуществляется в соответствии с Правилами погрузки и крепления грузов, действующими в установленном порядке.
Транспортирование канатов по железной дороге проводится повагонными, малотоннажными или мелкими отправками.
(Измененная редакция, Изм. № 1).