ГОСТ 621-87 С. 3
поверхностях дренажных пазов маслосъемных поршневых колец, а также 0.3 мм на рабочей кромке
замка;
след от вывода инструмента глубиной более 0,1 мм и ширимой более 0.3 мм на внутренней
поверхности кольца.
Видимые признаки — раковины, вмятины, заусенцы, выкрашивание, царапины, газовая сыпь,
дефекты шлифования размером до 0,01 мм, для которых не существует экономически обоснованных
методов контроля, допускается контролировать визуально.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.1.8. Кольца должны быть размагничены.
2.1.9. Ресурс поршневых колец автотракторных двигателей должен обеспечивать ресурс дви
гателя, для которого они предназначены.
Ресурс поршневых колец до замены судовых, тепловозных и промышленных дизелей должен
обеспечивать ресурс дизеля, для которого они предназначены, до переборки.
2.2. Т р е б о в а н и я к м а т е р и а л а м
2.2.1. Поршневые кольца следует изготовлять из специальных серых чугунов с пластинчатым
графитом или из высокопрочных чугунов с шаровидным графитом.
2.2.2. Значение предела прочности должно быть. Н /м: (кгс/мм2), не менее:
34,3 10’ (35) для серого чугуна;
98 107 (100) — для высокопрочного чугуна, 108 К)7 (ПО) — для колеи автомобильных двига
телей.
Предел прочности поршневых колец судовых, тепловозных и промышленных дизелей, изго
товляемых из антифрикционного, с шаровидным графитом чугуна, сложнолегированного хромом,
никелем, молибденом, медью, марганцем или другими элементами, с содержанием указанных
элемегггов суммарно не менее 2.3
%
— по техническим условиям и рабочим чертежам на кольца
конкретных типов.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.2.3. Значение твердости должно быть:
94— 112 НRВ — для серого чугуна, дзя колец двигателей автомобилей, мотоциклов и мопедов —
не менее 96 HRB;
98— 112 HRB — для высокопрочного чугуна, для колец двигателей автомобилей, мотоциклов и
мопедов — не менее 100 HRB.
Твердость поршневых колеи из высокопрочного чугуна, подвергаемого спеиидтьной термичес
кой обработке дзя получения необходимых свойств при изготовлении колец из маслот. с последу-
юшим нанесением износостойкого покрытия — по технической документации на кольца
конкретных типов, утвержденной в устаноатениом порядке.
Разность показаний твердости в пределах одного кольца не должна быть более 4 единиц HRB.
2.2.4. Химический состав чугунов — по рабочим чертежам.
2.2.5. Микроструктура колец из специальных серых чугунов должна удовлетворять следующим
требованиям:
графит — равномерно распределенный, тонкопластннчатый, завихренный или хлопьевидный.
Допускаются включения точечного графита в виде розеток и колоний не более 30
%
плошали,
занятой графитом в любом поле зрения на шлифе:
метадзическая основа — тонко-, мелко- и среднепластннчатый или сорбитообразный перлит;
структурно-свободный цементит не допускается;
феррит допускается в виде отдельных мелких включений не более 5
%
площади;
фосфидная эвтектика должна быть равномерными включениями в виде разорванной сетки.
2.2.6. Микроструктура колец из высокопрочных чугунов должна удовлетворять следующим
требованиям:
графит — равномерно распределенный, шаровидный. Допускается наличие отдельных вклю
чений пластинчатого графита не более 10
%
обшей площади, занятой графитом в любом поле зрения на
шлифе;
металлическая основа — сорбитообразный и тонкопластинчатый перлит, допускается троосто-
мартенсит и бейнит.
Для колец маслотной отливки феррит допускается в виде оторочек вокруг включений графита
на площади шлифа не более 10 %; цементит допускается в виде отдельных мелких включений на
площади шлифа не более 10 %.