ГОСТ Р 52160—2003
5.3.2 Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель
запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свобод
ного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных предприятием-изготовителем, но
не ниже 60 *С.
Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом изме
рений должна быть не более 5 мин.
5.3.3 Измеряют значения nmin и лтах, которые должны быть в пределах, установленных предпри
ятием-изготовителем.
5.3.4 Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следую
щей последовательности:
- заглушают двигатель (при его работе);
- затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой;
- устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов (для автобусов категории М3
и грузовых автомобилей категорий N2. N3);
- устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер;
- запускают двигатель.
- устанавливают рычаг переключения передач (избиратель передач для автомобилей с автомати
ческой коробкой передач — селектор) в нейтральное положение и включают сцепление.
П р и м е ч а н и е — При измерении дымности в помещении необходимо обеспечить вентиляцию этого поме
щения.
5.4
Измерение дымности
5.4.1 Измерение дымности в режиме свободного ускорения проводят в следующей последова
тельности:
- при работе двигателя в режиме холостого хода на nmin равномерно перемещают педаль за
0.5 — 1,0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2—3 с. Отпускают педаль и через 8—10 с
приступают к выполнению следующего цикла;
- циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;
- измеряют значения Хм на последних четырех циклах свободного ускорения по максимальному
показанию дымомера;
- измеренные значения Хи считают достоверными, если четыре последовательных значения не
образуют убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной 0,25 м ’;
- определяют среднеарифметическое значение X и четырех последних измерений Хи, которое
принимается за результат измерения.
График изменения частоты вращения (п) и дымности (
к
) в процессе цикла свободного ускорения
приведен в приложении Б.
5.4.2 Дымность автомобилей с раздельной выпускной системой измеряют в каждой выпускной
трубе. За результат измерения принимают максимальное среднеарифметическое значение X м, полу
ченное в одной из выпускных труб.
3