ГОСТ Р 52160—2003
3.7 коэффициент поглощения света
к
, мЗначение дымности, измеренное дымомером по
основной шкале индикатора с диапазоном от 0 до «•.
3.8 коэффициент ослабления света N. %: Значение дымности, измеренное дымомером по
вспомогательной линейной шкале индикатора с диапазоном от 0 до 100 %.
3.9 дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения
Хи .
м 1: Максимальное
значение коэффициента поглощения (см. приложение Б), измеренное в режиме свободного ускорения.
3.10 результат измерения дымности в режиме свободного ускорения
Хм.
м 1: Среднеариф
метическое значение четырех последних измерений Хм, полученных в соответствии с 5.4.1 и 5.4.2.
3.11 предельно допустимое значение дымности
Хс.
м 1: Предельно допустимое значение
коэффициента поглощения в режиме свободного ускорения, установленное для автомобиля в соответ
ствии с 4.2 или 4.3.
3.12 обкатка автомобиля: Пробег автомобиля, установленный предприятием-изготовителем
для начального периода эксплуатации, в течение которого должны выполняться особые требования,
изложенные в инструкции по эксплуатации автомобиля.
3.13 автотранспортное средство, находящееся в эксплуатации: Автомобиль, прошедший ре
гистрацию в установленном порядке.
4 Нормы дымности
4.1 Основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света
к
,
вспомогательным — коэффициент ослабления света N. При контроле дымности в эксплуатации могут
использоваться дымомеры с линейной шкалой, отградуированной от 0 до 100 % ослабления света.
Пересчет
к
в N для дымомера с L. равной 0.43 м. приведен в приложении А.
4.2 Дымность обкатанных автомобилей в режиме свободного ускорения не должна превышать
значение коэффициента поглощения
XL.
указанное в сообщении об официальном утверждении или в
знаке официального утверждения, нанесенное на двигательУавтомобиль, в соответствии с приложения
ми А, Б к ГОСТ Р 41.24 или приложением 2 Директивы 72/306/ЕЕС. Дымность необкатанных автомоби
лей не должна превышать более чем на 0,5 м 1значение коэффициента поглощения
XL.
4.3 Дымность X " автомобилей, но имеющих знака официального утверждения, недолжна превы
шать в режиме свободного ускорения следующих значений:
2,5 м 1— для двигателей без наддува;
3.0 м 1— для двигателей с наддувом.
5 Методы контроля
5.1 Условия проведения испытаний
5.1.1 Испытания проводят при температуре окружающего воздуха от 0 °С до 35 °С и давлении
атмосферного воздуха от 92 до 105 кПа.
5.1.2 Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ,
не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.
5.2 Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе
5.2.1 Для измерения
к
и N следует применять дымомер. соответствующий требованиям приложе
ния И к ГОСТ Р 41.24.
5.2.2 Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термо
метр с диапазоном 0—100 °Си погрешностью измерений не более
±
2.5 % верхнего предела измерений.
5.2.3 Для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя следует применять тахометр
с диапазоном 0—6000 мин 1и погрешностью измерений не более
±
2.5 % верхнего предела измерений.
5.2.4 Применяемые при испытанияхсредства измерений должны быть поверены в установленном
порядке и иметь действующие свидетельства о поверке.
5.2.5 Для подвода отработавших газов из выпусхной трубы автомобиля в измерительную камеру
дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и
подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения К к
ГОСТ Р 41.24.
5.3 Подготовка к измерениям
5.3.1 Устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и частоты вращения.
2