ГОСТ Р 52526—2006
состояния измерительной аппаратуры (например, вследствие появления неисправности или замены
датчиков вибрации или других узлов).
5 Оценка состояния
В соответствиис ГОСТ ИСО 10816-1 применяютдва критерия оценки вибрации машин различных
классов. Критерий 1рассматривает значения измеренной вибрации, критерий 2— изменения этих зна
чений независимо от того, возрастают они или понижаются.
В соответствии с ГОСТ 26382 применяют критерийдопустимого уровня измеренной вибрации при
длительной работе авиационного двигателя для всех режимов работы и всех условий, предусмотрен
ных нормативным документом.
5.1 Критерий 1. Абсолютные значения вибрации
Критерий предназначен для определения границ абсолютного значения вибрации, обеспечиваю
щих достаточную прочность конструкции двигателя (далее — машины), его узлов, заданный ресурс,
вибропрочность и виброустойчивостьагрегатов иоборудования, закрепленных на машине, иограниче
ние вибрации, передаваемойвовнечерезопоры ифундамент. Максимальноезначениевибрации, изме
ренное на корпусе, сравнивают с границами зон для данного направления измерений. Для оценки
вибрационного состояния машины используют максимальное из всех измеренныхзначений.
Допустимые уровни вибрации установлены:
- в каждом из трех ортогональных направлений — в осевом, поперечно-горизонтальном и верти
кальном направлениях;
- на корпусахмашины вплоскостяхкрепленияузловподвесокна рамеилифундаментеив плоскос
тях расположения опор роторов, имеющих непосредственную силовую связьс корпусами машины.
5.1.1 Зоны состояния
Для качественной оценки вибрации данной машины и обеспечения руководством по действию в
возможной ситуацииопределяются следующие зоны вибрационногосостояния:
зонаА.
Машины, вибрация которыхпопадает в эту зону, считают пригоднымидлядальнейшей эксплуата
ции без ограничения сроков:
зона Б.
Машины, вибрация которых попадает в эту зону, рассматриваются как непригодные для длитель
ной непрерывной эксплуатации. Эти машины могут функционировать ограниченный период времени,
пока не появится подходящая возможностьдля проведения ремонтных работ;
зона В.
Уровни вибрации в данной зонерассматриваюткакдостаточно серьезные, для тогочтобы вызвать
повреждение машины.
Значения границ зон не используют в качестве условий приемочных испытаний — такие условия
приведены в 5.1.3.
Обращение к значениям установленныхграниц позволит избежать какненужных затрат на сниже
ние виброактивности машины, так и предъявления чрезмерно завышенных требований. В некоторых
случаяхспецифические особенности конкретноймашины могутпотребоватьустановления иныхграниц
(более низких или более высоких). В таких случаях разработчик, изготовитель или поставщик машины
должны объяснитьпричинуизменения граничныхзначений и.в частности, дать гарантии, чтомашина не
будет подвергаться опасности при эксплуатации с более высокими уровнями вибрации.
5.1.2 Границы зон состояния
Значенияграницзонсостояния приведены втаблицахА. 1иА.2(приложениеА)для вибрациисчас
тотой вращения роторов и таблице Б.1 (приложение Б) для вибрации с частотами, отличающимися от
частотвращенияроторов. Значенияотносятсякизмерениям вибрации на корпусах машинывовсемдиа
пазоне рабочих режимов. Однако следует отметить, что на вибрацию газотурбинных установок могут
оказывать влияние система крепления иустройства сочленения с приводным оборудованием.
В настоящем стандарте границы зон установлены безотносительнокжесткости фундамента (опо
ры). поскольку имеющиеся экспериментальные данные не позволяют установить различные критерии
для газотурбинныхустановок, например, на массивных бетонных и налегких стальных фундаментах.
Оценкуинтенсивности вибрации машин делают на основе значений виброскорости.
В таблицах А.1. А.2 (приложение А) и таблице Б.1 (приложение Б) представлены границы зон
состояния, выраженные в пиковых и среднеквадратических значениях виброскорости.
з